bookingsky.ru

Краткая биография юрия домбровского. Юрий Домбровский: биография, лучшие книги, основные события и интересные факты Юрий домбровский биография

Живший в 20 веке. Судьба его была непростой, как и у многих художников слова, творчество которых приходится на советское время. Домбровский Юрий Осипович оставил нам произведения, которые заставляют о многом задуматься. В статье представлен краткий обзор его жизни и творчества.

Происхождение, аресты и их отражение в творчестве

Юрий Осипович появился на свет в Москве 29 апреля 1909 года в семье адвоката. Высшие литературные курсы он окончил в 1932 году, тогда же был арестован, после чего отправлен в ссылку в Алма-Ату. Домбровский Юрий Осипович работал искусствоведом, археологом, журналистом, педагогом. В 1936 году его опять арестовали, но освободили через несколько месяцев. Этот арест послужил основой созданного в 1964 году романа "Хранитель древностей", а также опубликованного в 1978 году романа "Факультет ненужных вещей". В этих произведениях писатель сохранил настоящие фамилии следователей по своему делу, Хрипушина и Мячина.

Жизнь в лагерях и новые произведения

В 1938 году Домбровский Юрий Осипович издал свой новый роман, "Державин". Спустя год его опять арестовали. Писателя отправили в Колымские лагеря. Он вернулся оттуда в Алма-Ату лишь в 1943 году уже больным человеком. Зимой 1943 года Домбровский, находясь в больнице, принялся за написание романа под названием "Обезьяна приходит за своим черепом". Произведение было опубликовано в 1959 году. В 1946 году Юрий Осипович начал писать цикл новелл, посвященных Шекспиру. Он был издан в 1969 году ("Смуглая леди").

Власти не прекращали преследовать Домбровского. Писателя снова арестовали в 1949 году. Ему пришлось провести в заключении еще 6 лет. В эти годы находился на Крайнем Севере, а также в Ташкенте Домбровский Юрий Осипович. Биография его отмечена реабилитацией в 1956 году, когда ему разрешили возвратиться в Москву.

Роман об оккупации

Произведения Юрия Осиповича пронизаны идеалами гуманизма. "Обезьяна приходит за своим черепом" - роман, действие которого происходит в одном западноевропейском государстве, которое оккупировано фашистами. Домбровский создал в этом произведении собирательный образ жителей Европы, которые борются с тоталитаризмом. Это дало основание критикам полагать, что в романе изображен тоталитаризм в нашей стране, а не европейский фашизм. Подобные параллели, действительно, очевидны. Однако героями романа являются все-таки интеллигенты из Европы, которые воспитаны в гуманистических традициях. Профессор Мезонье - это главный герой произведения. Перед ним встает выбор между духовным и физическим самоубийством. Погибая, этот герой становится победителем в своей борьбе. Профессор Ланэ, сподвижник Мезонье, является его антиподом. Он идет на компромисс ради выживания.

Дилогия Домбровского

Основной темой дилогии, первая часть которой - "Хранитель древностей", а вторая - "Факультет ненужных вещей", является свобода духа. В первом произведении историчность сознания изображенного Домбровским героя противопоставлена деспотизму. Это безымянный хранитель музея города Алма-Аты, предметы старины для которого являются частью человеческой истории, а не мертвыми ценностями. Автор показывает, что бесчеловечная идеология оказывается бессильной перед могучим, осязаемым разнообразием мира, который Домбровский описал с присущей ему стилистической пластичностью.

"Факультет ненужных вещей" - это роман, являющийся продолжением первой части дилогии. Главный герой произведения сидит в тюрьме, ему приходится пережить предательство. Однако свобода духа в итоге оказывается сильнее, чем тирания.

"Записки мелкого хулигана"

"Записки мелкого хулигана" - опубликованный в 1990 году роман Домбровского. Он пронизан острым чувством справедливости. Юрий Осипович рассказывает читателям о том, как был осужден по обвинению в за то, что вступился за женщину, которую избивали. В суде увидел торжество абсурда и бессмысленности Домбровский Юрий Осипович, произведения которого не случайно остаются актуальными и в наше время. Венцом абсурда и бессмысленности, изображенных в романе, стало осуждение глухонемого за "нецензурную брань".

Лирика

Необходимо отметить, что Домбровский является не только писателем, но и поэтом. При жизни его было издано лишь одно его стихотворение. Это опубликованный в 1939 году. Однако автором и других интересных стихотворений является поэт Домбровский Юрий Осипович. Биография его отмечена созданием стихотворения "Утильсырье" в 1959 году. В этом произведении описана встреча Юрия Осиповича с бывшим своим следователем, произошедшая на рынке города Алма-Аты. Она заставляет поэта горько задуматься об отсутствии справедливости в нашем мире, в котором судьбы палачей и их жертв тесно связаны между собой. Лирика Юрия Осиповича, нужно заметить, - это не рифмованная публицистика. Домбровский стремился к поэтическому преображению реальных событий, произошедших в его жизни.

"Смуглая леди"

"Смуглая леди" - название, которым объединены три новеллы, посвященные Шекспиру. Объектом внимания Юрия Осиповича в этих произведениях является психология художника. Домбровский прослеживает, как он менялся с годами, как, быстрый и пылкий в юности, он мудрел, взрослел, мужал. Его восторженность постепенно сменялась осторожностью, разочарованием, степенностью. Под конец все вытеснила страшная усталость.

Очень непростой жизненный путь прошел Домбровский Юрий Осипович. Краткая биография его завершается 29 мая 1978 года, когда писатель скончался в Москве.

Четыре ареста, ни за что- колыма:
судьба рядовая- лишенья, тюрьма.
За то, что о жизни правду писал-
жертвой "бандитов-читателей" стал

ИЗ нтернета
...............

О ПОЭТЕ И ПИСАТЕЛЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА
(на Э.К. не обращать внимания-
не убирается)

ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ
........................

УБИТ ПРИ ПОПЫТКЕ К БЕГСТВУ

Мой дорогой, с чего ты так сияешь?
Путь ложных солнц - совсем не легкий путь!
А мне уже неделю не заснуть:
Заснешь - и вновь по снегу зашагаешь,
Опять услышишь ветра сиплый вой,
Скрип сапогов по снегу, рев конвоя:
«Ложись!» - и над соседней головой
Взметнется вдруг легчайшее сквозное,
Мгновенное сиянье снеговое -
Неуловимо тонкий острый свет:
Шел человек - и человека нет!

Убийце дарят белые часы
И отпуск в две недели. Две недели
Он человек! О нем забудут псы,
Таежный сумрак, хриплые метели.
Лети к своей невесте, кавалер!
Дави фасон, показывай породу!
Ты жил в тайге, ты спирт глушил без мер,
Служил Вождю и бил врагов народа.
Тебя целуют девки горячо,
Ты первый парень - что ж тебе еще?

Так две недели протекли - и вот
Он шумно возвращается обратно.
Стреляет белок, служит, водку пьет!
Ни с чем не спорит - все ему понятно.
Но как-то утром, сонно, не спеша,
Не омрачась, не запирая двери
Берет он браунинг.
Милая душа,
Как ты сильна под рыжей шкурой зверя!
В ночной тайге кайлим мы мерзлоту,
И часовой растерянно и прямо
Глядит на неживую простоту,
На пустоту и холод этой ямы.
Ему умом еще не все обнять,
Но смерть над ним крыло уже простерла.
«Стреляй! Стреляй!» В кого ж теперь стрелять?
«Из горла кровь!» Да чье же это горло?
А что, когда положат на весы
Всех тех, кто не дожили, не допели?
В тайге ходили, черный камень ели,
И с храпом задыхались, как часы.
А что, когда положат на весы
Орлиный взор, геройские усы
И звезды на фельдмаршальской шинели?
Усы, усы, вы что-то проглядели,
Вы что-то недопоняли, усы!

И молча на меня глядит солдат,
Своей солдатской участи не рад.
И в яму он внимательно глядит,
Но яма ничего не говорит.
Она лишь усмехается и ждет
Того, кто обязательно придет.

МАРИЯ РИЛЬКЕ

Выхожу один я из барака,
Светит месяц, желтый как собака,
И стоит меж фонарей и звезд
Башня белая - дежурный пост.
В небе - адмиральская минута,
И ко мне из тверди огневой
Выплывает, улыбаясь смутно,
Мой товарищ, давний спутник мой!
Он - профессор города Берлина,
Водовоз, бездарный дровосек,
Странноватый, слеповатый, длинный,
Очень мне понятный человек.
В нем таится, будто бы в копилке,
Все, что мир увидел на веку.
И читает он Марии Рильке
Инеем поросшую строку.
Поднимая палец свой зеленый,
Заскорузлый, в горе и нужде,
«Und Eone redet mit Eone»
Говорит Полярной он звезде.
Что могу товарищу ответить?
Я, делящий с ним огонь и тьму?
Мне ведь тоже светят звезды эти
Из стихов, неведомых ему.
Там, где нет ни времени предела,
Ни существований, ни смертей,
Мертвых звезд рассеянное тело,
Вот итог судьбы твоей, моей:
Светлая, широкая дорога, -
Путь, который каждому открыт.
Что ж мы ждем?
Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит...

Меня убить хотели эти суки,
Но я принес с рабочего двора
Два новых навостренных топора.
По всем законам лагерной науки
Пришел, врубил и сел на дровосек;
Сижу, гляжу на них веселым волком:
«Ну что, прошу! Хоть прямо, хоть проселком...»
- Домбровский, - говорят, - ты ж умный человек,
Ты здесь один, а нас тут... Посмотри же!
- Не слышу, - говорю, - пожалуйста, поближе! -
Не принимают, сволочи, игры.
Стоят поодаль, финками сверкая,
И знают: это смерть сидит в дверях сарая -
Высокая, безмолвная, худая,
Сидит и молча держит топоры!
Как вдруг отходит от толпы Чеграш,
Идет и колыхается от злобы.
«Так не отдашь топор мне? Не отдашь?!
Ну, сам возьму!» - «Возьми!» - «Возьму!..» - «Попробуй!»
Он в ноги мне кидается, и тут,
Мгновенно перескакивая через,
Я топором валю скуластый череп,
И - поминайте как его зовут!
Его столкнул, на дровосек сел снова:
«Один дошел, теперь прошу второго!»

И вот таким я возвратился в мир,
Который так причудливо раскрашен.
Гляжу на вас, на тонких женщин ваших,
На гениев в трактире, на трактир,
На молчаливое седое зло,
На мелкое добро грошовой сути,
На то, как пьют, как заседают, крутят,
И думаю: как мне не повезло!

УТИЛЬСЫРЬЕ

Он ходит, черный, юркий муравей,
Заморыш с острыми мышиными глазами;
Пойдет на рынок, станет над возами,
Посмотрит на возы, на лошадей,
Поговорит о чем-нибудь с старухой,
Возьмет арбуз и хрустнет возле уха.
В нем деловой непримиримый стиль,
Не терпящий отсрочки и увертки -
И вот летят бутылки и обертки,
И тряпки, превращенные в утиль,
Вновь обретая прежнее названье,
Но он велик, он горд своим призваньем:
Выслеживать, ловить их и опять
Вещами и мечтами возвращать!

А было время: в белый кабинет,
Где мой палач синел в истошном крике,
Он вдруг вошел, ничтожный и великий,
И мой палач ему прокаркал: «Нет!»
И он вразвалку подошел ко мне
И поглядел мышиными глазами
В мои глаза - а я был словно камень,
Но камень, накаленный на огне.
Я десять суток не смыкал глаза,
Я восемь суток проторчал на стуле,
Я мертвым был, я плавал в мутном гуле,
Не понимая больше ни аза.
Я уж не знал, где день, где ночь, где свет,
Что зло, а что добро, но помнил твердо:
«Нет, нет и нет!» Сто тысяч разных «нет»
В одну и ту же заспанную морду!
В одни и те же белые зенки
Тупого оловянного накала,
В покатый лоб, в слюнявый рот шакала,
В лиловые тугие кулаки!
И он сказал презрительно-любезно:
- Домбровский, вам приходится писать... -
Пожал плечами: «Это бесполезно!»
Осклабился: «Писатель, вашу мать!..»

О, вы меня, конечно, не забыли,
Разбойники нагана и пера,
Лакеи и ночные шофера,
Бухгалтера и короли утиля!
Линялые гадюки в нежной коже,
Убийцы женщин, стариков, детей!
Но почему ж убийцы так похожи,
Так мало отличимы от людей?
Ведь вот идет, и не бегут за ним
По улице собаки и ребята,
И здравствует он цел и невредим -
Сто раз прожженный, тысячу - проклятый.
И снова дома ждет его жена -
Красавица с высокими бровями.
И вновь ее подушки душат снами,
И ни покрышки нету ей, ни дна!
А мертвые спокойно, тихо спят,
Как «Десять лет без права переписки»...
И гадину свою сжимает гад,
Равно всем омерзительный и близкий.
А мне ни мертвых не вернуть назад,
И ни живого вычеркнуть из списков!

Алма-Ата, рынок
1959

ЧЕКИСТ

Я был знаком с берлинским палачом,
Владевшим топором и гильотиной.
Он был высокий, добродушный, длинный,
Любил детей, но выглядел сычом.

Я знал врача, он был архиерей;
Я боксом занимался с езуитом.
Жил с моряком, не видевшим морей,
А с физиком едва не стал спиритом.

Была в меня когда-то влюблена
Красавица - лишь на обертке мыла
Живут такие девушки, - она
Любовника в кровати задушила.

Но как-то в дни молчанья моего
Над озером угрюмым и скалистым
Я повстречал чекиста. Про него
Мне нечего сказать: он был чекистом.

ИЗ ВИКИПЕДИИ
.........................................
Домбровский, Юрий Осипович

Ю;рий О;сипович Домбро;вский (12 мая 1909, Москва - 29 мая 1978, там же) - русский прозаик, поэт, литературный критик советского периода.

Биография]
Рос в семье интеллигентов: отец - Иосиф Витальевич (Гдальевич) Домбровский (1873-1923), присяжный поверенный иудейского исповедания; мать - Лидия Алексеевна (урождённая Крайнева, 1883-1957), евангелически-лютеранского исповедания, учёный в области анатомии и цитологии растений, впоследствии кандидат биологических наук и доцент Московской сельскохозяйственной академии. Дед его отца, уроженец Юрбурга Ковенской губернии Яков-Саул Домбровер (впоследствии Яков Савельевич Домбровский, 1794-1884), был сослан в Оёк в 1833 году как участник Польского восстания; в 1859 году он переехал в Иркутск, где занялся винокуренным производством и хлеботорговлей, приобрёл золотые прииски в Забайкальской области, построил Яковлевский винокуренный и крупчатомельничный заводы Я. С. Домбровского в Захальском (1865), стал купцом первой гильдии (1869) и одним из основателей местной еврейской общины, которую он возглавлял на протяжении двух десятилетий. Его сын Гдалий Яковлевич родился уже в Иркутске (1847). В 1928 году (через 5 лет после смерти отца) мать Ю. О. Домбровского вышла замуж вторично - за Николая Фёдоровича Слудского, сына математика и механика Ф. А. Слудского.

Учился в бывшей хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке в Москве. В 1932 году Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы («брюсовские»).

В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. Второй арест - в 1936 году, был отпущен через несколько месяцев, успел до следующего ареста опубликовать первую часть романа «Державин». Печатался в «Казахстанской правде» и журнале «Литературный Казахстан». Третий арест - в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 году был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по В. Шекспиру. Написал книги «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди».

Четвёртый арест пришёлся на 1949 год. В ночь на 30 марта писателя арестовали по уголовному делу № 417. Ключевую роль сыграли показания Ирины Стрелковой, в то время корреспондентки «Пионерской правды». Место заключения - Север и Озерлаг.

После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой. В 1964 году в журнале «Новый Мир» опубликован роман «Хранитель древностей».

Вершина творчества писателя - роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году и законченный в 1975 году. Это книга о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом - и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные антигерои в романе - работники «органов», чекисты - нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима. В СССР роман напечатан быть не мог, но в 1978 году он был опубликован на русском языке во Франции.

Творчество Домбровского традиционно высоко оценивается в критике. Его нередко считают одним из крупнейших русских прозаиков ХХ века. Критик Евгений Ермолин, например, пишет: «Перечитав „Факультет“, я бы сказал с полной мерой ответственности: это - последний по времени создания (1975 год) великий русский роман. Треть века без Юрия Домбровского, а главный его роман не просто, как принято говорить, сохраняет непреходящую значимость. Он как-то даже вырос в своей художественной цене».

За год до смерти (в 1977 г.) написан последний рассказ «Ручка, ножка, огуречик», ставший пророческим. Опубликован в журнале «Новый мир» (№ 1, 1990).

Усилиями вдовы Домбровского, Клары Файзулаевны Турумовой-Домбровской (под своим именем фигурирует в романе «Хранитель древностей»), в 1990-е годы увидел свет шеститомник писателя.

Обстоятельства смерти
Весной 1978 года, вскоре после выхода на Западе романа «Факультет ненужных вещей», 68-летний Домбровский был жестоко избит группой неизвестных в фойе ресторана ЦДЛ. 29 мая 1978 года скончался в больнице от сильного внутреннего кровотечения. Похоронен в Москве на Кузьминском кладбище (90 участок).

Книги]
«Державин», биографический роман, «КИХЛ» Алма-Ата, 1939 год (в сокращении).
«Обезьяна приходит за своим черепом» - роман, «Советский писатель», Москва, 1959.
Домбровский Ю. Обезьяна приходит за своим черепом. - М.: Советский писатель, 1959. - 416 с. - 30 000 экз. (в пер.)
«Хранитель древностей» - роман, в журнале «Новый мир» в 1964 г.; отд. изд. - 1966, полн. изд. - Paris, 1978
Домбровский Ю. Хранитель древностей. - М.: Советская Россия, 1966. - 256 с. - 100 000 экз. (в пер.)
«Смуглая леди», «Советский писатель», Москва, 1969
Домбровский Ю. Смуглая леди: Три новеллы о Шекспире. - М.: Советский писатель, 1969. - 184 с. - 30 000 экз. (в пер., суперобл.)
Домбровский Ю. Факел. Рассказы. Алма-Ата: Жазушы, 1974. - 112 с. 12 000 экз.
«Факультет ненужных вещей»- роман, «ИМКА-Пресс», Paris, 1978; в СССР - в журнале «Новый мир» в 1988 г.; отд. изд. - Москва - Алма-Ата - Хабаровск, 1989-1990.
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - М.: Художественная литература, 1989. - 512 с. - 500 000 экз. - ISBN 5-280-00907-5. (обл.)
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - М.: Советский писатель, 1989. - 720 с. - 200 000 экз. - ISBN 5-265-01092-0. (в пер.)
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - Алма-Ата: Жазушы, 1990. - 640 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-605-00820-X. (в пер.)
Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1990. - 528 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-7663-1067-7. (в пер.)
«Рождение мыши», первая книжная публикация в издательстве «ПРОЗАиК», 2010
Домбровский Ю. Рождение мыши: Роман в повестях и рассказах / Предисловие Дмитрия Быкова. - М.: ПРОЗАиК, 2010. - 512 с. - 3 000 экз. - ISBN 978-5-91631-096-2.
Из книг, вышедших после смерти[править | править вики-текст]
Домбровский Ю. Собрание сочинений в шести томах. М., «Терра», 1992-1993 гг., 25 000 экз.
Домбровский Ю. Меня убить хотели эти суки / Вступительная статья и составление К. Ф. Турумовой (Домбровской). Московское историко-литературное общество «Возвращение». - М.: Возвращение, 1997. - 200 с. - 7 000 экз. - ISBN 5-7157-0061-2. (в пер.)
Домбровский Ю. Гонцы / Составитель К. Ф. Турумова-Домбровская; Ред. Э. Мороз. - М.: МИК, 2005. - 312, с. - 3 000 экз. - ISBN 5-87902-077-0. (в пер.)

Судьбы многих достойных людей своего времени канут в безвестность. Это очень печально, ведь они могли научить современное поколение по-настоящему жить. Жизнь и творчество Юрия Домбровского незаслуженно забыты и стёрты из учебников литературы.

Первое знакомство

Известна ли вам такая личность, как Юрий Домбровский? Книги автора очень популярны, но сам он слишком скромно отзывается о своём творчестве. Кто же этот незнакомец?

Русский писатель, прозаик и литературный критик - вот кто такой Биография, список книг - всё это впечатляет с первого раза. Что ж, ознакомимся с перечнем его творений:

  • «Державин».
  • «Факультет ненужных вещей».
  • «Смуглая леди».
  • «Обезьяна приходит за своим черепом».
  • «Хранитель древностей».
  • «Рождение мыши».
  • «Факел».

Биография: начало

Юрий Домбровский родился в Москве, в мае 1909 года, в семье интеллигентных людей. Мать была биологом, а отец - поверенным. Достигнув определённого возраста, юный Юрий поступает в хвостовскую гимназию, что находилась в Кривоарбатском переулке. Достойно окончив её, он начинает ходить на Высшие литературные курсы и в 1932-м благополучно их оканчивает.

Арест и высылка

Был очень печальным. Юрий Домбровский был арестован и выслан из Москвы. Причиной сему послужил непонятный флаг, найденный в комнатке общежития Юрия. Естественно, это был лишь предлог, а истинные причины высылки мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Те, кто был знаком с Юрием, предполагают, что высылку в Алма-Ату он получил из-за своих резких высказываний в адрес государственной власти. Некоторые же категорически отрицают интерес Домбровского к политическим делам.

Жизнь продолжается

Несмотря на жизненные обстоятельства, в новом городе Юрий Домбровский перепробовал различные профессии. Он работал археологом, журналистом, искусствоведом, педагогом. Юрий был женат на прекрасной женщине-филологе, но детей у пары не было.

Однако гром снова грянул, и уже в 1937-м амбициозного человека берут под следствие. В течение нескольких месяцев он оказывается полностью отрезанным от жизни общества. Затем Юрия освобождают. В скором времени эта ситуация ляжет в основу двух его книг.

Литературная нива и последующий арест

Автор начинает печататься в газете «Казахстанская правда» и журнале «Литературный Казахстан» под реальным именем - Юрий Домбровский. Книги ещё не завладели им полностью, но он уже публикует первую часть своего романа «Державин» и оказывается за решеткой. В 1939 году его арестовывают снова, а наказание он отбывает в колымских лагерях.

Освобождение, антифашистская книга и арест

Наступил 1943 год. Чем теперь занят Юрий Домбровский? Биография его совершает новый виток. Писателя освобождают из-под заключения, и Юрий возвращается в Алма-Ату, чтобы заниматься театральной деятельностью. Помимо этого, он читает лекции в университете по творчеству В. Шекспира. Это же время приходится на написание таких книг, как «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди». Первая из книг содержала ярко выраженные антифашистские мысли.

1949 год ознаменовался четвёртым арестом, причиной которого послужили показания Ирины Стрелковой - корреспондента «Комсомольской правды». Юрия отправляют в заключение на Севере - Озерлаг.

Наконец, после тяжёлых лет, проведённых в одиночестве на Севере, писателя отпускают в 1955 году. В это время он становится спокойным, уравновешенным и приходит к осознанию того, что режим не сломать. Он пытался писать правду, доносить её до людей, но постоянно железная рука власти находила его, унижала и уничтожала. После арестов и высылок Юрию всегда приходилось духовно возрождаться, заново открывать в себе желание творить. Невозможно зажечь то, что тлело, но ему каждый раз это удавалось. Трудно найти человека с такой волей к жизни и желанием творить.

Всевидящее око власти заметило эту перемену в писателе. Жизнь надломила его, но не сломала. Юрию разрешают жить в родном городе - Москве. Здесь он продолжает свою литературную деятельность, но уже более спокойно и продуманно. Но, несмотря на это, он не изменил своих взглядов, всего лишь научился их скрывать.

Занимательные факты из жизни

Когда Юрий написал роман «Обезьяна приходит за своим черепом», рукопись была допущена к печати. Однако последующий арест писателя привёл к тому, что все его рукописи отобрали уполномоченные органы. Когда же автора наконец отпустили в Москву, то есть по прошествии долгих лет, к нему пришёл неизвестный. Имя этого человека так и осталось неразгаданным. Он принёс Юрию сохранённую рукопись, хотя согласно приказу должен был её сжечь.

Юрий очень жестко воспринял одну небезызвестную повесть А. Солженицына. В письмах он писал, что автор возвеличивает гнусных служителей режима и принижает человека честного и достойного. Юрий вёл к тому, что человек, который пишет такие повести, сам был в лагере всего лишь «шестёркой» более властных людей.

В течение всей жизни, кроме ссылок, автор уникальных текстов натерпелся и обычной человеческой жестокости. Его много раз просто так избивали, а идти с заявлением в милицию было бы просто смешно. Дела не предавали огласке и постепенно забывали о них.

Кроме того, писатель постоянно был мишенью для преследователей из КГБ. Это малоизвестный факт, и только родные знали, что человек, который всего лишь хотел творить, каждый день своей жизни ходил, как под прицелом.

Немного об известных книгах

«Хранитель древностей»

Юрий Домбровский, книги которого печатались лишь в ничтожно малом количестве, не теряет воли и продолжает писать. В 1964 году он публикует роман «Хранитель древностей», в котором от вымышленного имени описывает свои невесёлые приключения высылки из Москвы.

«Факультет ненужных вещей»

Эта книга была начата в том же 1964 году. Она стала вершиной творчества писателя. Закончив книгу в 1975 году, писатель не мог опубликовать её на родине, поэтому через три года он печатает её во Франции на русском языке.

Суть произведения в том, что происходит с христианскими ценностями в антигуманном мире. Главные герои - это «винтики» сталинской системы, которые исправно работают на режим.

Смерть

После выхода его культовой книги автор был жестоко избит, жизнь повисла на волоске. В итоге он умер в больнице от сильнейшего внутреннего кровоизлияния в мае 1978 года. Установить личности нескольких нападающих не удалось. Это дело быстро замяли, и никто не узнал имён истинных убийц великого человека. Примечательно, что избиение произошло возле к которому и направлялся Юрий.

Родные похоронили писателя на Кузьминском кладбище, в Москве. Уже после смерти писателя его произведения увидели мир. Три книги были выпущены родными и близкими писателя.

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ДОМБРОВСКИЙ ЮРИЙ

ДОМБРОВСКИЙ ЮРИЙ

ДОМБРОВСКИЙ ЮРИЙ (писатель: «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей» и др.; скончался 29 мая 1978 года на 70-м году жизни).

Домбровский принадлежал к числу запрещенных в Советском Союзе писателей, поскольку писал книги, не соответствующие духу «социалистического реализма». Свой первый роман – «Державин» – Домбровский написал в начале 30-х годов, когда отбывал ссылку в Алма-Ате (сослали его за то, что они с товарищем сорвали красные флаги). Роман, естественно, не напечатали. Та же участь постигла и вторую книгу – «Обезьяна приходит за своим черепом», тоже написанная в той же Алма-Ате, но уже в начале 40-х. В 1949 году Домбровского снова арестовали и отправили в Озерлаг.

Первая книга Домбровского была напечатана во времена хрущевской «оттепели» и вызвала фурор: это был роман «Хранитель древностей», опубликованный в 1964 году в «Новом мире». Он был признан лучшей публикацией года, вызвал волну читательских откликов, сотни переводов и рецензий на Западе. Однако родная критика про роман стоически молчала, поскольку команды сверху на этот счет не поступало. Но Домбровского это мало волновало. В марте того же 64-го он сел за продолжение «Хранителя» – роман «Факультет ненужных вещей». Он заключил на него договор с тем же «Новым миром», хотя и отдавал себе отчет, что роман из «плана 2000 года». Книгу действительно в Советском Союзе никто не собирался публиковать, зато западные издатели буквально осаждали Домбровского. В результате в 1978 году роман был напечатан во Франции. Домбровский успел полистать это глянцевое издание, а спустя месяц – через 16 дней после своего 69-летия – скончался. По словам жены писателя Клары Тумановой-Домбровской, произошло это следующим образом: «28 мая он встал со стула, прошел два шага и упал на пол. Я вызвала „Скорую“ и бросилась делать ему искусственное дыхание. Когда „Скорая“ приехала, врач спросил меня: „Вы что, собственно, делаете?“ Я посмотрела и поняла, что тело уже остекленело…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мой друг Варлам Шаламов автора Сиротинская Ирина Павловна

Ю.О. Домбровский Варлам Тихонович еще в 1966 году дал мне «Хранителя древностей» и сказал: «Лучшая книга о тридцать седьмом годе». Я прочитала и удивилась какой-то колдовской завораживающей силе этой книги. Все еще вроде обыкновенно - слова, события, но вдруг становится

Из книги Переписка автора Шаламов Варлам

Ю.О. Домбровский - В. Т. Шаламову Дорогие друзья, был счастлив, получить Ваши добрые письма. Вы знаете, как я люблю прозу В. Шаламова (стихов еще не видал). Для меня он буквально великое открытие. Сейчас я нахожусь в Голицыне и этим объясняется некоторое запаздывание с

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ДОМБРОВСКИЙ ЮРИЙ ДОМБРОВСКИЙ ЮРИЙ (писатель: «Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей» и др.; скончался 29 мая 1978 года на 70-м году жизни).Домбровский принадлежал к числу запрещенных в Советском Союзе писателей, поскольку писал книги, не соответствующие духу

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

ЧУЛЮКИН ЮРИЙ ЧУЛЮКИН ЮРИЙ (кинорежиссер: «Дым в лесу» (1955), «Неподдающиеся» (1959), «Девчата» (1962), «Королевская регата» (1967), «Король манежа» (1970), «И на Тихом океане…» (1973), «Родины солдат» (1975), «Поговорим, брат…» (1979), «Не хочу быть взрослым» (1983) и др.; погиб 7 марта 1987 года на 58-м

Из книги Знаменитые Стрельцы автора Раззаков Федор

ЩЕКОЧИХИН ЮРИЙ ЩЕКОЧИХИН ЮРИЙ (журналист («Комсомольская правда», «Литературная газета»), депутат Госдумы России; скончался 2 июля 2003 года на 54-м году жизни).Щекочихин начинал свою журналистскую деятельность в начале 70-х в «Комсомольской правде». Его острые статьи всегда

Из книги Раскрепощение автора Герт Юрий Михайлович

Юрий ВИЗБОР Знаменитый бард всегда пользовался повышенным вниманием у противоположного пола. И женился достаточно рано – в 20 лет. Его избранницей стала его знакомая по Московскому педагогическому институту Ада Якушева, которую он встретил, еще учась на втором курсе.

Из книги Каменный пояс, 1989 автора Карпов Владимир Александрович

Юрий НИКОЛАЕВ Ю. Николаев родился в Кишиневе 16 декабря 1948 года (Стрелец-Крыса). Читаем в гороскопе:«Земляная Крыса (ее год длился с 10 февраля 1948 по 28 января 1949 года; повторяется каждые 60 лет) наделена практичностью, благоразумием, самодисциплиной и способностью много

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

ДОМБРОВСКИЙ С Домбровским я познакомился случайно. То есть - что значит случайно? В «Новом мире», в двух номерах, только что был опубликован его «Хранитель древностей», даже на фоне тогдашних, середины шестидесятых, публикаций это оказалось первостепенным событием... И

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

Юрий Жук ПОЛЕ Красотою своею и щедростьюС детства дорого, поле, ты мне,С материнскою лаской и нежностьюБудишь сердце мое по весне.Перелески твои, словно девицы,На свиданье со мною спешат.По утрам легкой дымкою стелетсяТрав душистых хмельной аромат!Ты в сражениях, русское

Из книги Судьбы разведчиков. Мои кембриджские друзья автора Модин Юрий

12 мая. Родился Юрий Домбровский (1909) Цыган Факультет прекрасных вещей Юрия ДомбровскогоБросается в глаза некая двусмысленность, половинчатость, странность положения этого автора в русской литературе. Домбровский - один из самых сильных прозаиков XX века, что по нашим,

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

8. Юрий Завадский В начале этой книги я писал о том, что с Завадским у Фаины Раневской были очень непростые отношения. Нужно остановиться на них более подробно, ведь все основное, что сыграно Раневской в театре, было сыграно с Юрием Завадским.Фаина Георгиевна и сама

Из книги Актеры нашего кино. Сухоруков, Хабенский и другие автора Лындина Эльга Михайловна

Юрий Модин Юрия Ивановича Модина называют самым удачливым советским разведчиком. Сенсационный успех за рубежом имели его воспоминания о работе с знаменитой шпионской группой, получившей название «кембриджской пятерки». Книга была издана во Франции, Англии, Испании,

Из книги автора

Юрий Никулин Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в Демидове, бывшем Поречье, Смоленской губернии. О своих родителях он вспоминает: «Детство своё отец провёл в Москве. После окончания гимназии он поступил на юридический факультет университета, где

Из книги автора

Юрий Каморный Юрий Юрьевич Каморный родился 8 августа 1944 года. После окончания средней школы в 1962 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).По словам своих сокурсников, Каморный был одним из самых талантливых и

Из книги автора

Юрий Демич Юрий Александрович Демич родился 18 августа 1948 года в Магадане в актёрской семье. Его отец Александр Иванович был актёром театра, впоследствии удостоенным звания народного артиста РСФСР (играл в Театре имени Ермоловой). В 40-е годы стараниями коллеги по театру,

Из книги автора

ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ? ЭТО СОЛНЦЕ… Юрий Яковлев В последние годы Юрий Васильевич Яковлев долго не появлялся на экране. Причин для этого, во многом от самого актера не зависящих, немало. И, пожалуй, одна из самых существенных та, что нынешний кинематограф отнюдь не щедр на роли для

Юрий Осипович Домбровский

Домбровский Юрий Осипович (1909/1978) - советский писатель, поэт, публицист. Проза Домбровского посвящена событиям и настроениям действительности, в ней звучит социальная тема. Ряд романов принесли автору известность, среди них «Обезьяна приходит за своим черепом», «Факультет ненужных вещей», «Хранитель древностей» и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 89.

Домбровский Юрий Осипович (1909 - 1978), прозаик.

Родился 12 мая в Москве в семье известного адвоката. Вырос в Арбатских переулках, здесь окончил школу, здесь было заведено на него первое политическое досье. Учился на Высших государственных литературных курсах.

В 1933 Ю.Домбровский был выслан из Москвы в Алма-Ату (3 года ссылки). Несколько лет работал учителем литературы в школе.

Затем следуют аресты: в 1936 - первый, когда 7 месяцев проводит в следственном изоляторе; в 1939 - второй, отправлен в лагерь на Колыму, где находился до 1943; в 1949 - третий, отправлен в Тайшетский озерлаг, где был до 1955. Обвинение было одно: "Охаивание мероприятий партии и правительства; распространение антисоветских измышлений". Ю.Домбровский прошел через все это, "ничего не признав и ничего не подписав". В 1956 он был реабилитирован за отсутствием состава преступления.

Творчество Ю.Домбровского условно можно разделить на два периода: казахский (1937-55) и московский (1956-78).

В 1937 активно сотрудничал с газетой "Казахская правда" и журналом "Литературный Казахстан", публикуя заметки, рецензии, литературно-критические статьи. В 1938 - первый рассказ "Смерть лорда Байрона". В 1939 состоялся большой литературный дебют - вышел роман "Державин", где писатель исследует интересующую его тему: Герой и Время.

В 1956 возвращается в Москву, через два года заканчивает роман "Обезьяна приходит за своим черепом", начатый в 1943 (появился в "Новом мире" в 1963).

Публикация в журнале "Новый мир" романа "Хранитель древностей" (1964) стало событием в литературе, сделало автора известным. Следующий роман - "Факультет ненужных вещей", продолжающий предыдущий роман. Автор посвящает его проблеме права и общества. В послесловии скажет о книге: "Не написать ее я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность - я стал... свидетелем величайшей трагедии нашей христианской эры. ...Идет суд. Я обязан выступить на нем". Роман был закончен в 1975, но первое издание было за границей: в Париже в 1978.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Домбровский Юрий Осипович - прозаик, поэт, переводчик.

Отец - присяжный поверенный, мать - ученый-биолог Домбровская-Слудская. После окончания 7-летней школы в 1926 Домбровский продолжает обучение в Высшем Литературно-художественном институте, организованном В.Я.Брюсовым; потом учится на театроведческом факультете Центрального техникума театрального искусства; с 1931 - в учебно-театральном комбинате, преобразованном позднее в ГИТИС (Государственный институт театрального искусства).

28 окт. 1932 Домбровский был арестован. Он арестовывался 4 раза: в 1932 и 1937, отбывал срок наказания в Алма-Ате; в 1939-43 находился в ссылке на Колыме; в 1949-55 - в тайшетском Озерлаге (Озерный лагерь). 30 мая 1956 Домбровский был реабилитирован.

Первое крупное произведение Домбровского - роман «Державин» (Алма-Ата, 1939). В журнальном варианте роман назывался «Крушение империи» (Литературный Казахстан. 1938. №3-4). Роман обнаруживает незаурядную эрудицию Домбровского. Здесь намечаются проблемы, которые получат более глубокое истолкование в поздних произведениях, вырисовываются контуры поэтической манеры писателя. Попыткой осмыслить сложное явление тоталитаризма стал острый антифашистский роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (1943-58), первая публикация осуществлена в 1959 в Москве. Писатель воспринимает современную эпоху в ее соотнесенности с историей человечества, с историей культуры. Не случайны обращения Домбровского к мыслям Сенеки, Агриппы д"Обинье, древнегерманским мифам. Глубоко оправдан выбор главных противостоящих героев - Мезонье и Ланэ. Ученые, они работают в Международном институте палеонтологии и предыстории. Фашистской оккупацией Франции они поставлены в ситуацию выбора: Мезонье видит огромную опасность в возврате к первобытному варварству, в возвращении обезьяны за своим черепом он видит сущность фашизма. Ланэ поверил в то, что самой большой силой обладает кулак, и потому сопротивление насилию напрасно. Герой совершает предательство. Роман Домбровского интеллектуален: он насыщен глубокими размышлениями профессора Мезонье и его друзей, раздумьями его сына Ганса, который спустя 15 лет пытается воссоздать историю жизни отца и разгадать тайну его ухода из жизни. Интеллектуальность повествования Домбровского не исключает обращения писателя к художественного принципам детективного жанра: расследование, острая интрига, напряженный сюжет.

Главная книга Домбровского - дилогия «Факультет ненужных вещей». Первая книга дилогии «Хранитель древности» (другое название - «Хранитель древностей») впервые была опубликована в журнале «Новый мир» (1964. №7-8; отдельным изданием М., 1966). «Хранитель древности» издавался в Италии, США, Франции, Японии и других странах. Единственная рецензия на роман принадлежала И.Золотусскому (Сибирские огни. 1965. №10). Время работы над вторым романом дилогии - «Факультет ненужных вещей» Домбровский обозначил датами: 10 дек. 1964 - 5 марта 1965. Впервые книга увидела свет за границей в 1978 в издательстве Ymca-Press, в 1979 роман Домбровского был отмечен премией как «лучшая иностранная книга, изданная во Франции»; первая публикация на родине спустя 10 лет после смерти писателя - в журнале «Новый мир» (1988. №8-11). Домбровский говорил, что не написать «Факультет» не мог, потому что понимал: он «стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей христианской эры». По мысли Домбровского, «сейчас совершается суд» и он «обязан выступить на нем». В основе дилогии лежат факты из жизни. На основе биографического материала возникают широкие художественного обобщения. Удивительное сочетание в Домбровском пытливого исследователя и одаренного тонкого художника, умело пользующегося возможностями различных романных разновидностей, делают интеллектуальную прозу Домбровского достоверной, жизненной, захватывающей внимание читателя. В основе сюжета лежит история исчезновения археологического золота и ареста в связи с пропажей «хранителя древности» Зыбина. Романы Домбровского насыщены серьезными нравственно-философскими проблемами. Во время работы над «Факультетом» Домбровский заметил: «Я пишу роман о праве» (Записки мелкого хулигана // Знамя. 1990. №4. С.33). Главный герой романа Зыбин произносит: «Право - это факультет ненужных вещей. В мире существует только социалистическая целесообразность. Это мне следовательница внушала». Герои романа (Зыбин, Буддо, Каландарашвили) на личном печальном опыте убедились в опасности и трагичности происшедшей в стране подмены правовых отношений классовыми понятиями. Для Домбровского важен мотив сумасшествия времени, системы: в жизни идет борьба живого и нежити. «Факультет» пронизан символикой (мертвая роща, краб, надгробный памятник, изображающий девушку в полете, и др.). Жизнь у Домбровского вырывается из объятий нежити: освобожден из тюрьмы Зыбин, изгнан из органов следователь Найман, в связи со снятием Ежова происходят изменения в органах внутренних дел Алма-Аты. Писатель был независим в своих мыслях и суждениях. Свободен и самостоятелен в поведении, размышлениях, оценках, выводах его герой Зыбин. За ним стоит многовековая культура и выработанные человечеством нравственные и правовые нормы. Это позволяет ему видеть в своих следователях не только палачей, но и жертвы.

На страницах романа Домбровского присутствует множество исторических и литературных имен (Тацит, Сенека, Гораций, Шекспир, Дон Кихот). В одних случаях они только упоминаются, в других - создаются их выпуклые портреты, цитируются и обсуждаются их мысли. Евангелие - важный для Домбровского источник. В христианстве писателя привлекала идея свободной личности Христа. Предательство Иуды, суд Пилата, мученичество Христа играют немалую роль в художественной концепции «Факультета». Для Домбровского евангельская ситуация - явление, многократно повторявшееся в истории человечества. Герои романа размышляют, пытаются истолковать Евангелие. Поп-расстрига отец Андрей пишет книгу «Суд Христа» - возникает мысль, что помимо Иуды был какой-то второй, тайный предатель Христа. Домбровский ставит некоторых своих героев в ситуацию взаимного предательства. Тема предательства исследуется Домбровским пристрастно. Символично финальная сцена романа, где художник Калмыков рисует сидящими на одной скамейке выгнанного из органов следователя, пьяного осведомителя и главного героя романа Зыбина - «хранителя древностей». Возникает страшное подобие евангельской ситуации.

В литературоведческой статье «"Ретлендбеконсоутгемптоншекспир". О мифе, антимифе и биографической гипотезе» (Вопросы литературы. 1977. №1) Домбровский обобщил опыт своей работы над художественным воссозданием образа Шекспира, высказал суждения о биографическом жанре. Над тремя новеллами о Шекспире Домбровский работал в 1960-е: «Смуглая леди сонетов», «Вторая по качеству кровать», «Королевский рескрипт». Они прорецензированы известным шекспироведом А.Аникстом (Новый мир. 1977. №1). Новеллы Домбровского предлагают художественную гипотезу прочтения биографии Шекспира. Она убедительна, т.к. опирается на умение широко образованного писателя по-исследовательски осмысливать небогатый фактический материал и благодаря обостренной творческой интуиции разгадывать сюжеты судьбы Шекспира. Образы Шекспира, смуглой леди, Бербеджа, Анны Шекспир предстают в новеллах убедительными характерами. Домбровскому удалось избежать модернизации героев.

На протяжении всей жизни Домбровский писал стихи. Первая подборка из трех стих, под названием «Каменный топор в музее Казахстана» увидела свет в «Казахстанском современнике» (1939). Наиболее значительны «Лагерные стихи». Домбровский не стремился их публиковать. Поэтическое наследие Домбровского не исследовано, есть отдельные публикации его стихов в альманахе «Конец века» (М., 1991. Вып.3. С.322-334), в издании романа «Факультет ненужных вещей» (М., 1990. С.584-590). Гневные, страстные стихи Домбровского обличают зло, поэт не прощает мучителей и палачей. Лирический герой мужествен, нравственно свободен («Нет, нет и нет! / Сто тысяч разных нет / В одну и ту же заспанную морду»).

Домбровский много занимался переводами. В его переводах выходили произведения казахских писателей И.Есенберлина, Е.Исмаилова, С.Муканова и др. О своем творчестве Домбровского пророчески сказал: «Я жду, что зажжется искусством / Моя нестерпимая боль». Литературоведению еще предстоит осмысление незаурядного литературного наследия Домбровского.

А.И.Филатова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 641-643.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 6 т. / ред.-сост. К.Турумова-Домбровская; предисл. М.Латышева. М., 1992;

Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. М., 1991;

Из писем к другу // Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей. М., 1990. С.198-200.

Литература:

Проскурин В.И. В расцвет мой, смятый шествием беды. Алма-Ата, 1990;

Рассказы. Стихи. Роман / сост. Л.Быков. Екатеринбург, 2000;

Уфактория: Роман. Письма. Эссе. Екатеринбург: Уфактория, 2000;

Турков А. Что же случилось с Зыбиным? // Знамя. 1989. №5;

Светов Ф. Чистый продукт для товарища // Новый мир. 1992. №9;

Лурье Я.С. Размышления о Ю.Домбровском // Звезда. 1991. №3;

Тхоржевский С. Неспокойный писатель. К 80-летию Юрия Домбровского // Звезда. 1989. №7;

Переписка Я.С.Лурье с Ю.О.Домбровским // Звезда. 2001. №5;

Лурье Я.С. Новоявленность в систему (Булгаков, Ильф и Петров и Домбровский). In memorium. Сб. памяти Я.С.Лурье. СПб., 1997;

К 80-летию со дня рождения Ю.О.Домбровского. Алма-Ата, 1990;

Косенко П.П. Письма друга, или Щедрый хранитель: Историческая хроника. Алма-Ата, 1990;

Золотусский И.П. Исповедь Зоила. М., 1989. С.218-232;

Латынина А.И. За открытым шлагбаумом. М., 1991. С.218-228;

Штокман И. Стрела в полете. Уроки биографии Ю.Домбровского // Вопросы литературы. 1989. №3;

Зверев А. Глубокий колодец свободы: Над страницами Юрия Домбровского // Литературное обозрение. 1989. №4;

Непомнящий В. Homo Liber (Юрий Домбровский) // Домбровский Ю. Хранитель древностей: Роман. Новеллы. Эссе. М., 1991;

Берзер А. Хранитель огня // Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей. М., 1990;

Сотникова Т. Непойманный хранитель: О Юрии Домбровском // Вопросы литературы. 1996. Вып.5.

Загрузка...