bookingsky.ru

Послушайте художественные средства. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте! Анализ стихотворения Послушайте! Маяковского

В большинстве произведений В. Маяковского звучат резкие бунтарские идеи, но есть в его поэтическом наследии и чуткая, нежная лирика. К ней относится и стихотворение «Послушайте», изучаемое в 9 классе. Предлагаем узнать о нем больше, используя краткий анализ «Послушайте» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».

Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».

Эпитеты «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» .

История создания

Анализируемое стихотворение появилось из-под пера Владимира Маяковского в 1914 г. Молодой поэт уже успел выдать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться трогательным раздумьям.

Тема

Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звездами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звезды - человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика.

В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звездах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения.

В. Маяковский считает, что звезды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звезд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звезды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука» . Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звезды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звезды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики.

Жанр

Разбор произведения доказывает, что по жанру - это элегия с элементами обращения. Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Написаны строки произведения разностопным ямбом. Большинство строк не рифмуется, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Текст не изобилует художественными средствами, что связано с формой, которую автор выбрал для раскрытия тем. В первую очередь привлекают внимание образы-символы звезд, которые можно толковать по-разному. Также в тексте есть метафоры - «звезды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу»; эпитеты - «полуденная пыли», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» . В тропах ярко выражена индивидуально-авторская манера Маяковского, например его склонность к соединению в одном контексте возвышенного и приземленного: звезды он называет плевочками, а руку бога - жилистой.

Важную роль в произведении играет также интонация. Создается впечатление, что лирический герой выступает перед публикой, рассказывая о своих предположениях с трибуны. Так

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 98.

Начало нового ХХ века было отмечено в истории России тяжелыми потрясениями. Войны, революция, голод, эмиграция, террор... Все общество разделилось на враждующие партии, группы и классы. Литература и поэзия, в частности, отражала, как зеркало, эти кипучие общественные процессы. Возникают и развиваются новые поэтические направления.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» нельзя начать, не упомянув о том, когда оно было создано. Впервые оно вышло в одном из сборников в марте 1914 года. Весь того времени был ознаменован парадами манифестов и групп, в которых художники слова декларировали свои эстетические и поэтические принципы, отличительные признаки, а также программы. Многие из них выходили за продекларированные рамки и становились знаковыми поэтами своего времени. Без их творчества было бы уже трудно представить советскую литературу.

Владимир Маяковский был активным участником первого авангардного литературного течения под названием «Футуризм». Он входил в «Гилею» - группу родоначальников этого течения в России. Полный Маяковского «Послушайте!» невозможен без обращения к теоретическим основам. Основными признаками футуризма являются: отрицание предыдущих литературных догм, создание новой поэзии, устремленной в будущее, а также экспериментальная рифма, ритм, ориентация на звучащее слово, пафос и эпатаж.

Проводя анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!», необходимо подробнее остановиться на его теме. Оно начинается обращением, которое неслучайно вынесено в название. Это - отчаянный призыв. Герой-рассказчик наблюдает за действиями другого деятельного героя, которому не все равно. Стремясь облегчить кому-то жизнь, он внеурочно «врывается» на небеса, к самому Богу и просит о том, чтобы тот засветил в небе звезду. Быть может в наказание за то, что люди перестали замечать их, звезды погасли?

Тема связана с желанием лирического героя обратить внимание обывателей, живущих суетной, однообразной жизнью на красоту бескрайнего ночного неба. Это попытка заставить их поднять отягченные проблемами головы и взглянуть наверх, приобщившись к тайнам Вселенной.

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» показал, что для раскрытия темы поэт использовал такие как нерифмованный стих с ритмичным рисунком, звукопись и аллитерация.

Первый герой-наблюдатель не имеет в стихотворении портрета, а вот второй имеет очень яркие характеристики, выраженные целым рядом глаголов: анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!» обращает внимание читателя на то, что глаголы «врывается» и «боится» имеют взрывные согласные «в» и «б». Они подкрепляют эффект отрицательных эмоций боли и муки. Подобный же эффект создают согласные «п» и «ц» в глаголах«плачет» и «опоздал», «просит» и «целует», «клянется» и «не перенесет».

Стихотворение напоминает маленькую пьесу, полную драматизма, который вложил в него Маяковский. «Послушайте!» анализ дает возможность условно разделить на четыре части. Первая часть - введение (главный вопр, с первой по шестую строку); вторая часть - развитие сюжета и кульминация («вымоленная» звезда, с шестой по пятнадцатую строку). Третья часть - развязка (получение подтверждения от того, для кого старался герой, с шестнадцатой по двадцать вторую строку); четвертая часть - эпилог (повторение вопроса введения, но с утвердительной интонацией, с двадцать третьей по тридцатую строку).

Стихотворение «Послушайте!» поэт написал в начале своего творческого пути, на этапе становления, выработки собственного литературного стиля. Но уже в этом небольшом произведении молодой Маяковский проявил себя как оригинальный и очень тонкий лирик.

Стихотворение Маяковского «Послушайте!»: анализ и попытка интерпретации.

Авторы: Скульмовская Алена, ученица 8а класса СОШ№3 и Черноколенко Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
место работы: средняя школа №3 г.Каражал

Предлагаю Вашему вниманию работу на тему: "Стихотворение Маяковского «Послушайте!»: анализ и попытка интерпретации.". Данная работа предназначена для широкого круга читателей.

Цель:
- исследование художественного мира стихотворения.

Задачи:
1. Выполнить текстуальный анализ стихотворения, раскрыв идейно-тематическое, композиционное своеобразие стихотворения.
2. Рассмотреть мотивы и образы.
3. Создать пояснения, включающего интерпретацию полученных наблюдений.
Введение
«Комментарий – древнейший универсальный инструмент работы с текстом, известный с античных времен и широко используемый в различных сферах нашей жизни.
Он, в самом деле, рассчитан на параллельное чтение с комментируемым текстом. Почему я взялась, за составление комментария, потому что, помогая размышлениям читателя, он не заменяет их. Тип комментария определяется читательским назначением. Я в своей работе ориентировалась на современного читателя, интересующегося поэзией.
Целью моей работы стало исследование художественного своеобразия стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!»
Поставленная цель сопровождалась задачами: создание пояснений для читателя, которые носят текстуальный характер, то есть объясняют текст как таковой и интерпретацию полученных наблюдений и анализ текста стихотворения (часть 2)
Основная часть
Интерпретация. Анализ текста стихотворения.
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, в семье лесничего. После смерти отца в 1906 году переехали в Москву. Здесь юный Маяковский начал учиться в Пятой мужской гимназии, но не закончил ее, втянувшись в подпольную революционную деятельность. В стихах молодого Маяковского поражало необычное содержание и ошеломляющая поэтическая новизна. Поражала фантазия поэта, гиперболичность и пластика образов, дерзкая метафоричность в которой сближались далекие друг от друга понятия и вещи.
Это производило разное впечатление: одних раздражало, других смущало, третьих восхищало.
Он хотел быть поэтом толпы, а поэтому его творчество труднообъяснимо, в нем и вызов и эпатаж и крик души от противоречий внутри себя и противоречий снаружи от происходящих событий.
Ранний период его творчества представлен многими открытиями в области стихосложения. Его стихи отличались разительно от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Отрицая классическую форму, поэт предлагал новое искусство. Многое в его раннем творчестве связано с таким понятием как футуризм, но при этом поэтические средства и идеи были гораздо шире. Своеобразие ранней лирики обусловлено его личностью, его ярким талантом.
Одним из стихотворений, относящихся, к этому периоду и было стихотворение «Послушайте!», написанное в 1914 году. В нем 30 строк и единая строфа, объединенная одной общей темой: «Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно». Эта фраза стала крылатым выражением.
Художественный мир данного стихотворения построен на размышлении автора с самим с собой: зажигают, значит это «нужно», «значит-кто-то хочет, чтобы они были, «значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»
И своими вопросами пытается дать ответ самому себе – для чего необходимо, чтобы зажигались звезды.
Условно можно разделить это стихотворение на 3 части.
В первой части автор спрашивает себя: «Если звезды зажигают – нужно ли это?»
Во второй части он, побывав у бога, говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно?» Он за всех людей просит у бога, чтобы каждый день обязательно была звезда, что бы людям не было страшно в темноте. Он пытается доказать себе и людям вокруг, что это очень важно, чтобы возле тебя было светло, ясно.
В третьей части он, уже, успокоившись после диалога с богом, диалога с кем-то, он понимает то, что доказал необходимость того, чтобы «каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда».
За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его эпатаж – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению. Он тоскует, видя беззвездное небо («Послушайте»):
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Взрывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-

Клянется-
Не перенесет эту беззвездную муку.
Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают-
Значит это кому-нибудь нужно?

Это необычное для Маяковского стихотворение, потому что написано оно белым стихом. (Маяковский придавал огромное значение рифме.) Отсутствие рифмы компенсируется в начале и в конце стихотворения: «значит – это нужно, значит – кто-то хочет, значит – это необходимо». А в центре – встревоженное вмешательство героя, затем – радостная умиротворенность, и создается впечатление, что это он зажег звезды над крышами.
В словах поэта – страстная тоска по красоте. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм:
И, надрываясь
В метелях полуденной пыли,
Врывается к богу,
Боится, что опоздал,
Плачет,
Целует ему жилистую руку,
Просит-
Чтобы обязательно была звезда!
Клянется –
Не перенесет эту беззвездную муку.

Но красота нужна не только поэту – она нужна людям. Без этого нельзя жить,- нельзя быть счастливым. И вот новый интонационный поворот- герой заботливо спрашивает любимую:
Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!

Аллегорический образ «звезды», традиционный в литературе, получает здесь оригинальное смысловое наполнение. Высокое стремление преодолеть мрачную беспросветность, «беззвездную муку» контрастирует здесь с подчеркнутой обыденностью урбанистических образов: звезды сияют «над крышами», их «зажигают» (как фонари); «кто-то» направляется к богу по тыльной дороге, без всякой торжественности; снижен и сам образ бога («жилистая рука»)
Если обратиться к синтаксическим особенностям стихотворения, то можно увидеть, что в нем 4-восклицательных предложения, которыми он пытается обратить внимание:
1) Послушайте!- на вопрос
2) Чтобы обязательно была звезда! –утвердить
3) Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку!
4) Послушайте! – указывает на необходимость того, что если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
В этом стихотворении так же есть и 6 вопросительных предложений.
В первом- автор интересуется нужно ли?
В двух следующих автор пытается доказать что это необходимо, задавая вопросы.
Двумя последующими предложениями он спрашивает в диалоге «Ведь теперь тебе ничего: и не страшно?»
Следующее предложение скорее утвердительное, чем вопросительное.
«Ведь, если звезды зажигают-значит-это кому-нибудь нужно?»
Интересен и такой авторский ход, как два вопросительно-восклицательных предложения. Первое: Да?!- скорее больше подтверждение, чем вопрос, доказать самому себе то, что теперь нечего бояться, пора успокоиться, успокаивая прежде всего себя, а уж потом своего собеседника.
И второе предложение вопросительно-восклицательное - оно уже служит доказательством – утверждением нужности того «чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда, потому что и от одной звезды уже светло».
Здесь он говорит о себе, о своем отношении к «тьме», о своем отношении к тому что происходит вокруг. Ему нужен свет и он готов даже пойти к богу, чтобы дать этот свет людям – в этом кажется, мне и есть идея данного стихотворения.
Интересно для меня еще и то, что в этом стихотворении одно повествовательное предложение, поэтому тон прочтения должен быть насыщенным, полным эмоциональных взрывов, что, наверное, правильно, если человек хочет обратить на себя внимание. А мы знаем, что Маяковский очень эпатажный поэт.
Читая, это стихотворение мы проникаемся настроением автора, его переживанием, волнением – и в начале и в середине, и в конце – его удовлетворенностью, которая приходит через спокойствие.
В стихотворении много тире, пауз, за которыми скрывается недосказанность автора или наоборот, после тире усиливается вторая часть.
Много однородных членов: врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется. Эти глаголы помогают перечислить все действия, которые им совершаются для достижения своей цели. Автор использует антонимы: тревожный - спокойный они помогают нам передать состояние героя.
Автором использован как монолог, так и диалог, что придает стихотворению особое своеобразие.
В стихотворении очень характерен эпитет «в метелях полуденной пыли», подчеркивающий то, что герой спешит, поднимая за собой, целую метель пыли.
Концовка воспринимается мною как риторический вопрос: А вам это нужно? И тут же доказывает еще одним вопросом – необходимо.
Если говорить о рифме, она по – Маяковски очень необычна, проследить ее можно только в некоторых местах. «Нужно- жемчужной», «руку - муку». В этом тоже необычность новаторство Маяковского.
Стихотворение отражает стремление человека сделать всем полезное, нужное и в этом, наверное, и есть позиция автора – ведь мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоуменно вопрошает
Послушайте!
Ведь если звезды
Зажигают,
Значит – это кому – нибудь нужно?

Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы, на которые он ищет ответ, порою, как в данном случае, вопросом на вопрос
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!

В стихотворении есть повторы в начале и в конце. Автор повторяет целые предложения: Послушайте! Ведь если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Слова: значит, кто-то, эти повторы способствуют лучшему пониманию того, о чем хочет сказать автор.
Заключение
В стихотворении показан мотив поиска себя, поиска своей нужности другим, через этот поиск подчеркивается мотив одиночества.
Герой стихотворения на мой взгляд, сам автор, человек ищущий, идущий на все ради других, чтобы другим было светло и легко.
Ранняя лирика Маяковского посвящена поиску новых форм, метафор, образов, это чувствуется, когда мы читаем стихотворение «Послушайте!», оно призывное, наверное от того, что автор пытается докричаться до толпы, возможно, и до себя тоже. Он обрек себя на непростую судьбу экспериментатора, человека который не может быть понятен всем. Но его поэзия занимает и будет занимать одну из первых мест среди всей классики русской литературы XX века.
В работе сделана попытка анализа и интерпретации поэтического текста в соединении с комментариями.
Я попыталась от комментировать текст, своим мнением по поводу этого стихотворения. Эта работа мне показалась интересной и очень полезно, так как я научилась, на мой взгляд делала комментарий, поняла, что такое интерпретация стихотворного текста, что такое комментарий через анализ.

Литература
1. Русская литература XXвека. Очерки. Портрет. 11 класс, Москва «Просвещение» 1994г
2. Примерные билеты и ответы по литературе. Москва, Издательский дом «Дрофа», 2000г.
3. Сборник лучших сочинений. Санкт- Петербург, И.Д.Громова, 2000г
4. Учебник «Русская словесность» 7 класс. Алматы: Атамура, 2012,352с

Тезисы
В работе была сделана попытка анализа стихотворения В.В. Маяковского. Он раскрывает идейно-тематическое, композиционное своеобразие стихотворения, исследуются мотивы и образы, даются пояснения, включающие интерпретацию полученных наблюдений.
Обращается внимание на синтаксис и звуковую организацию стихотворения.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Анализ стихотворения «Послушайте!» Маяковского

Маяковский – один из самых оригинальных русских поэтов. Его творчество вызывало массу критических и такое же количество положительных отзывов. Важно то, что оно никого не оставляло равнодушным. Его стихи всегда имели острую социальную направленность. Их отличает глубокая личная заинтересованность в поднятой теме. Стихотворение «Послушайте!» было написано в начале 1914 г. Оно представляет собой призыв тонко чувствующего поэта к равнодушному обществу, попытку вывести его из спячки.

К 1914 г. Россия находилась в глубоком кризисе. Нищета большей части населения, голод, набирающие оборот революционные настроения все больше раскалывали страну. Чувствовалось приближение страшной мировой бойни – Первой мировой войны. Высшие слои общества, прикрываясь красивыми фразами, жили буквально последним днем, проводя время в кутежах и праздниках. Царила атмосфера обреченности и безверия.

Маяковский был известен своими грубыми произведениями, не укладывающимися в принятые стандарты. Но за прямолинейностью скрывалась чуткая творческая душа, остро реагирующая на несправедливость и людское равнодушие. В стихотворении «Послушайте!» он без предисловия и оговорок обращается к людям с целью обратить их внимание на совершенство мироздания. Главный символ произведения — звезды, которые не зависят от людских страстей. Человек должен остановиться и внимательно посмотреть на ночное небо. Звезды способны уничтожить злобу и ненависть. Если они все еще существуют, значит не все потеряно, «значит – это кому-нибудь нужно?». Появление новых звезд для Маяковского – результат чьего-либо страстного желания. «Если звезды зажигают», то люди еще способны одуматься, прекратить войны и насилие.

Стих написан в характерной манере Маяковского – «лесенкой». Рифма неточная, сбивчивая, переходящая в белый стих. Произведение имеет очень сильную эмоциональную окраску. Для этого автор использует многократные восклицания и риторические вопросы. Очень выразительно контрастное сравнение звезд с «плевочками» и одновременно с «жемчужинами». Вызовом Маяковского является приближение бога, имеющего «жилистую руку», к земному миру. Бог выполняет страстные желания людей о том, чтобы на небе появлялись новые звезды, дающие ощущение стабильности и правильного миропорядка.

Стихотворение «Послушайте!» полностью отражает особенности раннего творчества Маяковского, его протест против существующего общественного устройства.

Творчество многих поэтов и писателей начала ХХ века условно разделяют на дореволюционный и послереволюционный периоды. Так уж вышло в их творческой жизни, что эпоха, наступившая после Октябрьской революции, потребовала новых тем, новых ритмов и новых идей. Среди тех, кто поверил в идею революционного переустройства общества, был Владимир Маяковский , поэтому многим читателям он известен, прежде всего, как автор «Стихов о советском паспорте» и поэмы «Владимир Ильич Ленин».

Однако были в его творчестве и лирические произведения, например стихотворения «Лиличка!» , «Письмо Татьяне Яковлевой» или поэма «Облако в штанах» . До революции Маяковский был одним из основателей и активных участников модернистского направления футуризм. Представители этого течения называли себя «будетлянами» - людьми, которые будут. В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» они призывали «бросить Пушкина, Достоевского , Толстого с парохода Современности». Ведь новая действительность требовала новых форм экспрессивности в выражении новых смыслов, по сути, нового языка.

В итоге это привело к созданию иной системы стихосложения – тонической, то есть основанной на ударении. Тонический стих становится акцентным, ведь новаторам оказался ближе «поэтический размер живого разговорного слова». Современная поэзия должна была «вырваться из темницы книги» и зазвучать на площади, должна была эпатировать, как сами футуристы. Ранние стихи Маяковского «А вы могли бы?» , «Нате!» , «Вам!» уже в названии содержали вызов тому обществу, с которым оказывался в конфликте лирический герой, - обществу обывателей, лишенных высокой идеи, бесполезно коптящих небо.

Но есть среди ранних стихотворений молодого Маяковского одно, в котором нет вызова и обличения. «Послушайте!» - уже не вызов, а скорее, просьба, даже мольба. В этом произведении, об анализе которого и пойдет речь, можно ощутить «бабочку поэтиного сердца», ранимого и ищущего. Стихотворение «Послушайте!» - это не пафосное обращение к толпе, не эпатирующий призыв, а просьба к людям остановиться на миг и взглянуть на звездное небо. Конечно, фраза из этого стихотворения «Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» известна широкому кругу читателей, ее довольно часто пародируют. Но этот риторический вопрос заставляет задуматься о смысле жизни.

Звезда всегда была путеводной, она служила маяком в бескрайнем море. У поэта этот образ становится символом: звезда – это цель, та высокая идея, к которой нужно идти на протяжении всей своей жизни. Бесцельное существование превращает жизнь в «беззвездную муку» .

Традиционно лирический герой в поэзии персонифицирован с помощью местоимения первого лица – «я», как бы сливаясь с самим автором. Маяковский называет своего героя неопределенным местоимением «кто-то» . Возможно, поэт даже не надеется на то, что еще есть такие люди, кто хотел, чтобы звезды зажигались, чтобы они были. При этом, однако, чувствуется скрытая полемика героя с той самой толпой равнодушных обывателей, для которых звезды лишь «плевочки» , ведь для него это жемчужины.

Лирический сюжет позволяет увидеть фантастическую картину: герой «врывается к Богу» и, боясь, что опоздал, «плачет, целует ему жилистую руку» , просит звезду и клянется, что не сможет без нее жить. Сразу бросается в глаза удивительная деталь – «жилистая рука» Бога. Возможно, поэту было важно подчеркнуть близость к людям даже самых высших сил, ведь жилистые руки были у рабочих – пролетариата. А может, данный эпитет, по замыслу автора, должен свидетельствовать о том, что и Бог трудится в поте лица для нашего блага. В любом случае, эта деталь необычна и неповторима и, как многие средства в стихах Владимира Владимировича, создает яркий, запоминающийся образ, отличающий именно стиль Маяковского и остающийся в памяти надолго.

Получив звезду и определив для себя цель, герой как бы успокаивается и «ходит спокойный наружно» , но теперь он находит единомышленника, еще «кого-то» , кому больше «не страшно» в «метели полуденной пыли» . Это оставляет надежду, что крик души героя - «Послушайте!» - не будет гласом вопиющего в пустыне.

Кольцевая композиция стихотворения определяет повторение уже звучавшего вопроса о том, кому же нужно зажигать звезды. Только теперь в нем появляется восклицательный знак и слово, выражающее долженствование:

Значит - это необходимо ,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Поэтому последние строки стихотворения звучат, выражаясь словами современницы Владимира Маяковского Марины Цветаевой , как «требованье веры и просьба о любви».
Можно не любить творчество Маяковского, но не признавать его мастерство, его новаторство, вселенский масштаб его чувств невозможно.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
Загрузка...