bookingsky.ru

За маленьким ребенком читается джаназа намаз. Погребальная молитва. Над кем не совершается погребальная молитва

Если человек при смерти и проявляются признаки конца, то желательно (сунна) положить его на правый бок, но дозволяется и на спину, голову при этом приподнимают. Затем произносят слова свидетельства веры (шахаду), чтобы отходящий в мир иной, произнеся их, умер мусульманином. Однако делать это надо без излишней настойчивости. Если ясно, что человек понял сказанное, хотя и молчит, то повторять не стоит. Часто умирающим трудно бывает говорить. Нельзя и заставлять их.

статья опубликована в номере: 17 (558) / от 01 сентября 2018 (Зуль-Каада 1439 г.)

Произносят шахаду и над покойником, когда он уже находится в могиле. Есть мнение, что этого делать не надо. А также, что можно выбрать - произносить шахаду или нет. Желательно родственникам умирающего, а также тем, кто живёт с ним, прийти к нему и прочитать возле него суру «Ясин», а некоторые учёные рекомендуют прочесть суру «Рад».

Разнятся мнения насчёт того, допускать ли к умирающему тех, кто не имеет полного омовения (гусль), а также женщин в состоянии менструации или послеродового очищения. После того как человек скончался, его челюсти следует сомкнуть и перевязать лентой, так как может открыться рот и выпасть язык.

Необходимо закрыть глаза, при этом произнести: «БисмиЛлях, ва аля милляти сайидина расулиЛлях (салляллаху аляйхи ва ссаллям). Аллахумма яссир алейхи амрах, ва сахх иль алейхи мабадах, ва асъидху би ликъоик, ваджальма хараджа илейхихойран мимма хараджа анху» («С именем Аллаха ﷻ! И на вере господина нашего Посланника Аллаха ﷺ. О Аллах ﷻ, облегчи для него его положение, сделай лёгким для него то, что будет после, осчастливь его встречей с Тобой и сделай то, к чему он придёт, лучшим, чем то, что он покинул!»).

После чего на живот кладётся кусок металла, а если его нет, то что-либо иное тяжёлое, так как возможно, что живот разбухнет. Руки покойного укладываются вдоль его боков, нельзя их класть на грудь, дабы не уподобляться в этом ахлю китаб (христианам). Нежелательно, но не является грехом (макрух-танзихан) читать Коран при умершем, прежде чем его омоют.

И нет ничего предосудительного в том, чтобы оповестить общество о смерти такого-то человека, более того, это даже желательно, для того чтобы как можно больше людей совершили джаназа-намаз над покойным и обратились с дуа за него к Аллаху ﷻ. Подготавливают тело умершего как можно быстрее. Положив на кровать, трижды умащают его благовониями.

Прикрыв аврат, снимают с него одежду, омывают под покрывалом куском смоченной ветоши. Если её не нашлось, то - поверх покрывала, чтобы вода просачивалась сквозь него, но не открывая аврата (кроме аврата маленького ребёнка, не понимающего, что такое намаз). Начинать надо с малого омовения (вуду), но без промывания рта и носа, если только до смерти покойный не был без полного омовения (гусля), или были месячные или послеродовое очищение.

После чего омывается ароматизированной водой, ею же смачиваются голова и борода. В книге «Нур аль-Идох» говорится, что умерший окропляется водой, в которую помещены лепестки лотоса; если их нет, то чистой водой. А голову и бороду надо смачивать водой с листьями алтея. Но так как далеко не все сегодня могут позволить себе подобное, то используются иные ароматические вещества.

После тело переворачивают на левый бок и омывают, то же самое делают, повернув на правый бок. Затем, подложив что-нибудь под спину и устроив полусидя, аккуратно протирают живот. То, что вышло из тела, - моча, кал, кровь и т. д. - смывается, омывать вторично не нужно. После омовения обтирают тело насухо, чтобы не промок кафан (саван).

Далее умащают голову и бороду благовониями, камфорой, а также места, которые касаются земли при саджда (земной поклон). При совершении омовения покойного не используется шёлк, также не стригутся ногти и волосы, не причёсываются волосы на голове и борода. Жена может омывать покойного мужа, муж мыть покойную жену не может, исключая случаи, когда нет женщин для этого, и тогда он обтирает её лицо и руки сухим омовением (таяммум).

Даже если женщина умерла вместе с мужчинами (родственниками или нет), то мужчина может лишь обтереть её (таяммум), обмотав руку ветошью так, чтобы не прикоснуться к ней, и опуская взор, даже если он в преклонном возрасте. Родная сестра может совершить таяммум брату, как и брат родной сестре - без ветоши. Дозволено мужчине и женщине омыть тело мальчика или девочки, которые ещё не ощущали полового влечения.

Дозволено поцеловать покойника. Обязанностью мужчины является завернуть в саван тело покойной жены и похоронить, даже если они бедны. Если же у него совсем нет средств, то это обязаны сделать его родственники. Если же и у них нет денег, то расходы ложатся на байт уль-маль уль-муслимин (дословно: «дом имущества мусульман», то есть специально выделенное имущество, образованное за счёт средств обеспеченных мусульман, которое расходуется на нужды малообеспеченных мусульман). Но если государство не выделяет из байт уль-маль материальной помощи (из-за истощения казны или несправедливости правителя), то данная ответственность ложится на общество.

Желательно (сунна), чтобы кафан (саван) мужчины состоял из следующих частей, надеваемых на него в изложенном порядке:

1. Рубашка (от шеи до щиколоток).

2. Изар (любое одеяние, покрывающее тело от плеч включительно до щиколоток).

3. Лифафа (кусок ткани длиннее изара, которым покрывают тело в последнюю очередь).

Желательно, чтобы в качестве савана использовалась ткань, которая соответствовала бы той, что умерший носил при жизни, одного с ней достоинства. Она может быть и использованной, но лучше новой и белого цвета. В некоторых случаях достаточно будет просто завернуть в изар и лифафу.

У рубашки не должно быть карманов, края не подворачиваются. Нежелательно надевать на покойного чалму. Заворачивают сначала левую сторону, затем - правую. Тело следует обмотать, если есть опасение, что оно разбухнет. Женщинам, помимо названного, желательно покрыть лицо платком (химар), а грудь - куском ткани (хирха). Но достаточным будет покрыть лишь лицо.

Волосы покойницы заплетают в две косы и кладут поверх рубашки на грудь, после чего покрывают лицо и косы тканью и заворачивают сначала в изар, а затем в лифафу, поверх неё помещают повязку для груди. Прежде чем обернуть труп, кафан (не важно, для мужчины или женщины) окуривают благовониями. Если же материала для кафана мало, то оборачивают тем, что есть.

Кто более достоин проводить джаназа-намаз

Более других достоин проводить этот намаз султан (халиф), далее - его заместитель, далее - судья, далее - имам, далее - валий. Тот, у кого больше права на это, может дать провести намаз тому, кто следу
ет за ним в этом праве, и если этот другой провёл намаз, то первый может повторно провести его, если пожелает, но уже без тех людей, что совершали намаз с другим.

Тот, у кого больше права провести намаз, имеет превосходство даже над тем, кому покойный завещал это сделать. Например, если отец завещал сыну совершить над ним джаназа-намаз, но его решил провести халиф, то у халифа больше права на это. Если умерший был похоронен без джаназа-намаза, то он совершается над могилой, даже если тело не было омыто, при условии, что оно ещё не разложилось, в данном случае действуют по преобладающему предположению.

Как если бы, например, было так, что похоронили час назад, то в таком случае однозначно тело ещё не успело разложиться, иншааллах. На данный процесс влияют климатические условия местности, и преследуемая цель - совершить джаназа-намаз, пока тело не захоронено. Если же тело разложилось, то джаназа-намаз над ним не совершается.


Условия совершения массового джаназа-намаза

Если предстоит провести несколько джаназа, то каждый намаз лучше совершать отдельно, при этом чтобы самый благочестивый из умерших был первым, после него - следующий по благочестию и т. д. Если же решено провести один джаназа-намаз над всеми, то тела укладывают в ряды по направлению к кибле, чтобы ступни одного были напротив головы следующего.

Хотя имеется мнение, что можно укладывать тела параллельно, а не вдоль - чтобы голова одного была ниже головы другого, и так до конца. Сначала укладываются перед имамом тела мужчин, затем - детей, потом - гермафродитов, после - женщин, а если тела кладутся в одну могилу, то - в обратном порядке.

Тот, кто вступает в намаз, когда имам читает между двумя такбирами, не следует за ним, а ждёт, пока он произнесёт следующий такбир, и совершает вместе с ним дуа. После окончания намаза завершает сам то, что пропустил, с выполнением всей сунны, если знает, что успеет. Если нет, то произносит такбиры последовательно, так, чтобы успеть закончить до того, как носилки с телом люди поднимут на плечи.

Кто пришёл на джаназа-намаз после его четвёртого такбира, до таслима, тот пропустил его. Нежелательно (макрух) совершать джаназа-намаз в мечети (о причинах учёные разошлись в мнениях). Часть из них считает, что мечеть изначально построена не для того, чтобы в ней проводились джаназа, и поэтому данный макрух - танзихан (не является грехом).

Другие богословы говорят, что труп может выделять наджасу, поэтому данный макрух - тахриман (грех), как если бы тело было вне мечети, а часть молящихся - в ней, или тело, даже если с имамом, было в мечети, а часть людей - на улице.

Если умер ребёнок, который при рождении издал звук; или он умер, выходя из матери, и тут принимается во внимание - насколько он вышел. Если более чем наполовину, после чего он умер, то решение (хукм) такое же, как и в отношении умершего после родов: ему дают имя, а потом омывают, совершают джаназа-намаз. Если ребёнок родился мёртвым, то его лишь омывают и дают имя, после чего хоронят, завернув в материю, намаз над ним не совершают.
Если у мусульманина умер близкий для него человек - кяфир, то он, если пожелает, может его омыть, обернуть в материю и похоронить, или же отдать тело его единоверцам.

Не совершается намаз:

1) над тем, кто вышел сражаться против халифа, даже если сам был мусульманином, а также над разбойником на дороге, которого убили во время сражения с ним;

2) над тем, кто обманом заводил людей на свою территорию и убивал их;

3) над тем, кто убивал людей по ночам в городе;

4) над тем, кто был убит за националистическую вооружённую борьбу и противостояние, даже если его тело уже было омыто. Например, если одно племя восстало против халифа за то, что он из другого племени, или если в их племени правят люди из другого племени;

5) тем, кто намеренно убил одного из своих родителей. Самоубийцу же, по мнению имамов Абу Ханифы и Мухаммада, следует омывать и совершать над ним намаз, так как он мусульманин. А по мнению Абу Юсуфа, над самоубийцей не совершается намаз.

Совершение джаназа-намаза

Джаназа-намаз - коллективная обязанность (фард-кифая). Его основы (рукны) - такбиры и стояние.
условия джаназа-намаза:

1. Умерший должен быть мусульманином.

2. Ритуальное омовение тела.

3. Тело должно находиться перед имамом.

4. Наличие тела или большей его части (или половины тела с головой).

5. Совершающие джаназа-намаз не должны быть верхом на животных, кроме как по уважительной причине (узр).

6. Тело должно находиться на земле; если же оно на животном или его держат люди, то джаназа-намаз над ним дозволен лишь по уважительной причине.

Желательно, чтобы во время джаназанамаза:

1. Имам стоял напротив груди покойника.

2. После первого такбира произнести дуа «Субханакя…».

3. Дуа за Пророка ﷺ после второго такбира.

4. Дуа за умершего после третьего такбира, при этом не нужно намереваться на какое-то определённое дуа. И если было прочитано дуа, дошедшее от Пророка ﷺ, то это лучше. Передано от Ауфа ибн Малика رضي الله عنه следующее дуа Пророка ﷺ:

«Аллахумма гъфирляху ва рхамху, ва ифуанху, ва акримназалях, ва уассимадхалях, ва гъсильху би ль-маи, ва с-сальджи, ва льбаради, ва накъахи мина ль-хатая, кямаюнакъкъа с-соубу ль-абъяду мина д-данас, ва абдиль хударанхайран мин дарихи, ва ахлянхоран мин ахлихи, ва зауджанхойран мин зауджихи, ва дхильху ль-джанна, ва аизху мин азаби ль-къабри, ваазаби н-нар»

(«О Аллах ﷻ! Прости его и помилуй, исцели и избавь его! Почти его и сделай его местопребывание распростёртым! Омой его водой, снегом и прохладой и очисти от ошибок подобно тому, как очищают белое одеяние от грязи. О Аллах ﷻ! Замени его дом домом и окружением лучшим, чем его окружение, и замени ему жену лучшей, чем его жена. И введи его в Рай и сохрани от мучений могилы и наказания Огнём!»

5. После четвёртого такбира обязательно произносится таслим, без дуа после этого. Руки во время такбиров, кроме первого, не поднимаются. Если же имам произнёс такбир в пятый раз, не нужно следовать за ним в этом, а ожидается его таслим.

Не просят о прощении для покойного, если он был сумасшедшим или ребёнком, а говорят: «Аллахумма джальху ляна фаратан, ва джальху ляна аджран, вазухран, ваджальху ляна шафиан мушаффаан» («О Аллах ﷻ! Сделай его грядущей наградой и сделай его наградой (два слова, означающие схожее) и сокровищем, и сделай его для нас заступником (заступничество которого принимается)» («Нур уль-Идах»).

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ

После смерти мусульманина относительно него должно быть совершено четыре обязательных действия, которые относятся к фард аль-кифая (коллективная обязанность):

— покрытие тела покойного саваном;

— совершение заупокойной молитвы (джаназа-намаз);

— погребение.

В этом небольшом материале будет коротко сказано о порядке совершения третьей обязанности в отношении покойного мусульманина – заупокойной молитве.

Время и место совершения

Нет проблем в совершении джаназа-намаза в нежелательные для совершения намазов времена. Однако выделять именно эти времена для намаза нельзя. Условием является, чтобы заупокойная молитвы была совершена после обязательного ритуального омовения покойного.

Заупокойную молитву можно совершить как в доме усопшего, так и в молельной комнате или мечети. Совершение в мечети будет более желательным из-за присутствия большого количества людей, которые могут совершить молитву за покойного. От Аишы , да будет доволен ею Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил заупокойную молитву за Сухейля ибн Байда’ в мечети. Хадис передали Муслим и Ат-Тирмизи .

Если мусульманин был погребен без совершения за него джаназа-намаза, то ее совершают у его могилы.

Условия совершения заупокойной молитвы

Джаназа-намаз имеет такие же условия, как и другие молитвы. Это прикрытие срамных мест (аурат), направление в сторону киблы, чистота одежды, тела и места совершения молитвы от нечистот (наджаса).

Обязательные действия джаназа-намаза

У джаназа-намаза, также как и у обычных молитв есть свои обязательные действия (арканы), без которых намаз не будет действительной. Ученые говорят, что таких обязательных действий в джаназа-намазе семь:

1. Намерение.
2. Стояние.
3. Четыре такбира.
4. Чтение суры «аль-Фатиха».
5. Благословение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
6. Мольба за покойного.
7. Таслим.

Порядок совершения

Желательно совершить джаназа-намаз коллективно в три ряда и больше. Если не удалось совершить намаз коллективно, то дозволено совершить молитву за покойного группами или поодиночке.

Порядок совершения заупокойной молитвы таков. Вначале совершается вступительный такбир (такбирату-ль ихрам), затем читается сура «аль-Фатиха».

После этого совершается второй такбир, после которого читается благословение Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, также как в обычном намазе.

اللهم اغفر له، وارحمه، وعافه، واعف عنه، واكرم نزله، ووسع مدخله، واغسله بالماء والثلج والبرد، ونقه من الذنوب والخطايا كما ينقى الثوب الأبيض من الدنس، وابدله دارًا خيرًا من داره، وزوجًا خيرًا من زوجه، وأدخله الجنة، وأعذه من عذاب القبر ومن عذاب النار، وافسح له في قبره، ونور له فيه

Аллахумма-гфир ляху, вархам-ху, ва-‘афихи, ва-‘фу ‘ан-ху, ва акрим нузуля-ху, ва васси’ мудхъаля-ху вагсил-ху би-ль маи, ва с-сальджи ва-ль баради, ва нак-ки-хи мин-аль-хатайа ка-ма наккайта-с-сауба-ль-абйада мина д-данаси, ва аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, ва ахлян хайран мин ахлихи, ва зауджан хайран мин зауджихи, ва адхыль-ху-ль-джанната ва а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азабин-нар.

Если заупокойная совершается за женщину, то арабские местоимения мужского рода (ху) следует заменить на местоимения женского рода (ха).

Затем совершается четвертый такбир, после которого немного простояв дается таслим. Также до таслима просить прощения за покойного и обращаться к Аллаху с мольбами за него.

[Нормы совершения джаназа-намаз, описанные в данном материале соответствуют нормам шафиитского мазхаба]

Аллах сделал смерть истиной, и об этом многократно говорится в аятах священного Корана.

- «И, воистину, наступила смерть и это - истина, как бы ты ни стремился ее избежать» (Сура «Каф», Аят 19).

- «Каждая душа познает вкус смерти. В Судный День сполна воздастся вам: кто избавлен будет от огня Ада и будет введен в Рай, - тот познает вкус успеха. А жизнь в этом мире - обманчивое наслаждение» (Сура «Аль ‘Имран», Аят 185).

- «Скажи: «Смерть, от которой вы бежите, настигнет вас. И, воистину, на Том Свете вы будете отвечать за ваши деяния» (Сура «Аль-Джуму‘а», Аят 8).

- «Когда душа, выходя из тела, подступит к горлу, кто тогда сможет спасти его, и кто сможет жизнь сохранить ему?! Но человек бессилен что-либо сделать. Смерть - истина, и каждый будет отвечать за свои поступки в День Суда» (Сура «Аль-Кыйяма», Аяты 26-30).

И это лишь малая часть из упоминаний о смерти в священном Коране. Во времена Пророка (салляЛлаhу алейhи васаллям) праведные мусульмане ни на миг не забывали разрушительницу удовольствий, как ее назвал Любимец Аллаhа (салляЛлаhу алейhи васаллям). Каждый миг был для них дорог, потому что помнили - в каком состоянии человек умрет, в таком состоянии и будет воскрешен. Рассказывают, что праведные в те времени, боясь даже на несколько секунд остаться без омовения, делали «таямум» сразу после того, как он был испорчен. Они боялись, что умрут до того, как доберутся до воды и будут воскрешены без омовения в мире вечном. Так давайте же будем благоразумными и не забудем ни на миг, что все мы от Аллаhа, и к Нему наше возвращение.

В этой статье будет раскрыта тема об одной из важнейших коллективных обязанностей (фард аль-кифая) - намаз по умершему (Джаназа-намаз).

Условия относительно покойного

  1. Покойный в момент смерти должен быть мусульманином. Это является обязательным условием, потому что за немусульман Аллаh не принимает заступничества, а ведь Джаназа-намаз - это и есть заступничество.
  2. Умершего необходимо омыть надлежащим образом, так как без этого намаз не получается. Есть исключение в том случае, если усопший уже был похоронен. Но если землю еще не засыпали, то покойного необходимо из могилы извлечь и омыть, а лишь после совершить намаз.
  3. Нахождение покойного должно быть перед теми, кто совершает за него намаз.
  4. Большая часть тела или половина тела вместе с головой должны находится перед молящимися.
  5. Покойный должен находиться в лежачем положении на земле.

Порядок выполнения Джаназа-намаза

    1. Имам должен стоять напротив груди покойного, независимо будь это мужчина или женщина.
    2. Всем надо стоять лицом к Каабе.
    3. Делаем намерение следующим образом: «Я намереваюсь совершить обязательный (фард) намаз-джаназа за этого умершего мусульманина ради Аллаhа». Намерение можно читать как про себя, так и в мыслях. Если мы знаем покойного, то желательно произнести его имя и имя отца.
    4. Произносим «Аллаhу акбар», подняв обе руки к голове, и опустив их на нижнюю часть груди, как в обычном намазе;
    5. В первом такбире читаем суру «Аль-Фатиха»;
    6. Во втором - читаем «Салават Пророку (салляЛлаhу алейhи васаллям):

«Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммадин васаллим»;

    1. В третьем - делаем дуа по усопшему:

- «Аллаhуммагфир ляhу вархамhу» - если покойный мужчина;

- «Аллаhуммагфир ляhа вархамhа» - если женщина;

- «Аллаhуммагфир ляhум вархамhум» - если усопших множество.

Перевод: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)».

    1. В четвертом - дуа по молящимся;

«Аллаhумма ла тафтинна баъдаhу

вала тахримна ажраhу

вагфирлана валаhу (ha - если женщина, hум - если множество)»

Перевод: «О Аллаh избавь нас от бед после него (покойного), и не лиши нас вознаграждения. Прости нас и его (ее, их)».

  1. В завершении читаем Таслим (поворачиваем голову направо и налево, каждый раз произнося «Ассаляму ‘алейкум ва рахматуЛлаh - Мир вам и милость Аллаhа/»).

На этом Заупокойная молитва завершена.

Это самый простой и укороченный вариант выполнения молитвы по усопшему. Есть и другие версии, вы можете их найти в других статьях.

Проведение джаназа-намаза над усопшим - долг мусульманской общины. Этот ритуал не ограничивается чтением молитв и поминами. Готовить умирающего к последней церемонии нужно еще при жизни.

Священная обязанность

Пророк Мухаммед призывал свою общину готовить умирающего человека к джаназа-намазу до наступления смерти. Родные и близкие, находящиеся рядом, должны побуждать человека к произнесению фразы, которая на арабском языке звучит приблизительно так: «Ля илляха илля Ллах» (нет бога, кроме Всевышнего Аллаха). Считается, что если именно эти слова будут последними в жизни мусульманина, верующему человеку простятся многие грехи.

Достойное погребение усопшего по всем правилам Шариата относится к фард аль-кифая, то есть к общественной обязанности. Мусульмане, находящиеся рядом с умершим единоверцем, должны похоронить его, даже если они не являются его кровными родственниками. Если они откажутся от этой обязанности, грех ложится на каждого члена общины.

Что необходимо знать об омовении

Как и у христиан, у мусульман принято омывать усопших прежде, чем предать их тела земле. Единоверцам следует помнить о некоторых правилах проведения этого ритуала:

  1. Община должна выбрать человека, который более всех других разбирается в вопросах омовения и сможет провести обряд правильно. Вероятно, усопший мог кому-нибудь доверить совершение ритуала. Выбранный человек должен хорошо знать мусульманские традиции. Кроме того, он должен дать свое согласие на проведение обряда. Омовение в большинстве случаев проводится группой лиц. Справиться одному человеку будет очень сложно.
  2. Для проведения ритуала нужно найти закрытое помещение, в котором не должны присутствовать посторонние.
  3. Покойного должны омывать люди одного пола с ним. Мужчина может омыть девочку, а женщина - мальчика, если ребенку еще не исполнилось 7 лет. Обряд может проводить и законный супруг.
  4. Вода для проведения ритуала должна быть чистой. Наличие в ней каких-либо загрязнений, нечистот и т. д. недопустимо.
  5. Воина-шахида (погибшего на войне за веру) не омывают, в каком бы состоянии ни было его тело. Шахида хоронят в той одежде, в которой он был убит, и не совершают над ним джаназа-намаза.

Проведение ритуала

Прежде чем приступить к проведению обряда омовения, присутствующие должны создать ният (намерение). Намерению в исламе уделяется особое внимание, поскольку от него зачатую зависит греховность или праведность поступка. Участвующим в омовении предстоит раздеть усопшего, увидеть его голым. Вот почему они должны создать намерение, согласно которому их целью будет подготовка покойного к джаназа-намазу, а не созерцание нагого тела, что в исламе не приветствуется даже по отношению к представителю своего пола. Ният достаточно произнести мысленно.

Приступая к ритуалу, мусульмане произносят «бисмиллях» (с именем Всевышнего). Для омовения покойного выбирают место, на котором нужно будет совершить ритуал. Необходимо закрыть аурат умершего (те части тела, которые недопустимо показывать другим людям), а затем снять с него одежду. Людям, которые будут касаться тела, нужно обмотать себе кисти рук повязками. В начале ритуала покойному нужно надавить на живот. Таким образом тело будет очищено от оставшихся в нем нечистот, которые затем необходимо будет смыть. Обряд для мертвого напоминает омовение живого, готовящегося к молитве мусульманина. Проведение некоторых обязательных частей ритуала, например, истиншак (очищение носовой полости) и мадмада (очищение ротовой полости), для умершего невозможно. Участвующим в церемонии нужно просто провести рукой по рту и носу усопшего.

Начинать омывать умершего нужно с правой стороны.

Вода для мытья головы и бороды должна быть смешана с маслом лотоса. При отсутствии масла воду можно смешать с мылом. Волосы женщин заплетают в косички. С тела умершего необходимо удалить все, что и при жизни для мусульманина недопустимо. Ногти на руках и ногах следует состричь. Волосы с подмышечных впадин и половых органов удаляют. Омовение совершается 1 раз. Однако желательно повторить его трижды. В воду для последнего омовения добавляют немного камфары. После этого тело обтирают сухим полотенцем.
Омыть умершего водой можно не всегда. Нельзя это делать в тех случаях, когда человек погиб в огне. Причиной становится и отсутствие достаточного количества воды, например, когда смерть настигла человека вдали от водоемов или в пустыне. Верующие совершают аттайаммум (очищение землей). Земля для проведения аттайаммума должна быть чистой, без примесей нечистот.

Оборачивание в кафан

Хоронить в гробах у мусульман не принято. Завершающей частью подготовки к проведению джаназа-намаза является оборачивание в кафан (саван). При этом нужно соблюдать ряд обязательных правил:

  1. Мужчину нужно завернуть в три одеяния (куска ткани) белого цвета. Одеяния должны быть сделаны из хлопка. Покупать дорогую ткань необязательно. На мусульманских похоронах любая роскошь считается нежелательной. Скромность похорон подчеркивает равенство всех последователей ислама между собой: перед смертью равны и богатые, и бедные. Материал для савана не должен быть прозрачным.
  2. Женщину следует заворачивать в пять одеяний, поскольку женское тело и при жизни должно быть прикрыто более мужского. Нижняя часть тела покойной закрывается изаром. Кроме того, необходимы платок и рубаха.
  3. Тело ребенка женского пола обычно оборачивают в два куска ткани. Для мальчиков достаточно одного одеяния, но допускается использование и трех.
  4. Материю для оборачивания допустимо умащать благовониями. Делать это нужно нечетное количество раз.
  5. Если верующие не располагают достаточным количеством материала, в первую очередь покрывать нужно голову. Ноги закрывают душистым тростником.
  6. Людей, находящихся в состоянии ихрама, называют мухримами. Ихрам - особое состояние чистоты паломника, совершающего хадж. Мухриму не покрывают голову. Запрещено использовать благовония при оборачивании тела.

Похоронная молитва

После полной подготовки тела к погребению собираются родные и близкие покойного, читается молитва джаназа. Имаму следует встать на уровне груди усопшего. Все остальные присутствующие встают сзади, как во время проведения обычной коллективной молитвы.

В первую очередь читается вступительный такбир. Затем идет сура аль-Фатиха. После второго такбира читают слова благословения пророка. После третьего такбира читают ду`а (молитву) за умершего. В ду`а упоминается не только усопший, но и ныне здравствующие мусульмане. После четвертого такбира делают паузу. Затем один или два раза произносят слова таслима.

Погребение усопшего

При погребении умершего нужно совершить ряд обязательных действий. Мусульман принято хоронить в день смерти. Сразу же после похоронной молитвы тело в саване относят на мусульманское кладбище. Могилы для последователей ислама отличаются от могил, которые готовят для христиан, специальной нишей - ляхд. Желательно, чтобы все присутствовавшие на чтении молитвы имамом сопровождали покойного в последний путь и несли тело. Умершего нужно положить в нишу на правый бок лицом к Кибле. В последнюю очередь следует развязать узел на кафане. Ляхд заделывают глиной.
Присутствующим на похоронах желательно (сунна) бросить по три горсти земли в могилу, которую затем зарывают. Ставить дорогих памятников над последним пристанищем мусульманина не принято.

Их заменяют небольшими надгробными камнями, которые указывают границы могилы.

Этика похоронного обряда

Некоторые действия во время похоронного ритуала нужно совершить обязательно, других следует избегать:

  1. Женщины имеют право присутствовать на джаназа-намазе. Провожать тело на кладбище им запрещено.
  2. Желательно соболезновать семье умершего. Это поддерживает родственников и облегчает их скорбь.
  3. Оплакивать усопшего дозволено. Однако не следует делать этого слишком громко. Категорически запрещено проявлять недовольство предопределением Аллаха. Проявления скорби в виде сбривания или вырывания волос, нанесения себе ударов по лицу, громких криков и причитаний, разрывания на себе одежды тоже находятся под строгим запретом. Мусульманин должен выражать покорность воле Всевышнего.
  4. Могилу умершего родственника нельзя превращать в место поклонения, произносить молитвы, повернувшись в ее сторону, освещать ее, строить на ней мечеть и т. п., поскольку все это является проявлением многобожия.
  5. Человек, который не смог присутствовать на похоронной молитве, может помолиться за единоверца над его могилой до или после проведения погребального обряда.
  6. Друзьям и родственникам покойного желательно готовить еду в его доме в день похорон, поскольку члены семьи умершего отвлечены своим горем.


Следует ли читать похоронную молитву над новорожденным?

Если ребенок находится в утробе матери менее 4 месяцев, а затем происходит выкидыш, над таким ребенком не читают погребальную молитву. Его заворачивают в саван и хоронят. Мусульмане верят, что, когда детям в утробе исполняется 4 месяца, ангел вдыхает в них душу. Ребенка уже следует рассматривать как полноценного человека. Если он родился мертвым, его хоронят согласно законам Шариата. Дети, подававшие признаки жизни после рождения, имеют право на получение имени.

Если новорожденный умрет, его придают земле по исламскому обряду.

Родителям, потерявшим ребенка, не следует сетовать на волю Аллаха. В мусульманском обществе это не принято. Людям неведомы и непонятны замыслы Создателя. С потерей новорожденного сына довелось столкнуться даже пророку Мухаммеду. Если ребенок умер во младенческом возрасте, он сразу попадет в рай. Более того, ребенок будет просить Всевышнего за своих родителей. Отца и мать, покорно принявших ранний уход ребенка, ожидает большое вознаграждение в следующей жизни.

Над кем не совершается погребальная молитва?

  1. Не мусульмане. Над человеком, который при жизни придерживался другого вероисповедания, молитву аль-джаназа не читают, так как такой человек отвергал Шариат.
  2. Разбойники. Если разбойник был убит во время поимки, омывать его и совершать над ним погребальную молитву не полагается. Если же зарабатывавший неправедным трудом человек был пойман и казнен или умер во время судебного разбирательства, хоронить его необходимо по мусульманскому обряду.
  3. Смутьяны, призывавшие к свержению власти. На них распространяются те же правила, что и на разбойников.
  4. Лицемеры. Так называют людей, которые жили по Шариату из корыстных соображений, не будучи мусульманами в душе. Если человек был уличен в лицемерии, хоронить его по исламским законам нельзя.
  5. Убийцу одного из родителей не омывают и не читают над ним молитвы, если он умер своей смертью. Пойманного и казненного убийцу следует похоронить наравне с праведными мусульманами.

Некоторые имамы призывают совершать погребальные молитвы над всеми мусульманами, в каком бы преступлении они ни были уличены. Другие имамы считают, что священнослужитель имеет право отказать в обряде неправедному человеку, однако родственники могут провести ритуал сами и молиться за покойного. Людям не всегда известны истинные причины поступков ближнего.

Рассудить справедливо способен лишь Бог.

Вопрос о том, нужно ли читать джаназа-намаз по самоубийце, остается открытым. Большинство имамов полагает, что отказывать самоубиенному в последней молитве не следует. Этот человек пошел против воли Всевышнего, оборвав свою жизнь раньше срока. Однако никто, кроме самоубийцы, не пострадал от его действий. Единственным судьей для человека, совершившего суицид, может быть только Создатель.

В какое время суток погребальная молитва запрещена?

Пророк Мухаммед указал временные промежутки, запретные для проведения погребальной церемонии:

  1. Восход солнца. Начинать церемонию можно только тогда, когда солнце поднимется на высоту одного копья над горизонтом.
  2. Солнце в зените.
  3. Закат.

Запреты, вероятно, связаны с тем, что эти временные промежутки полагается посвятить обязательным намазам, которые мусульмане совершают ежедневно.

Смерть человека ранит сердца близких, вне зависимости от их вероисповедания. Молитва за усопшего - польза не только для того, кто недавно оставил этот мир, но и для тех, кто в нем остался, кому еще только предстоит уйти в вечность. Ислам поощряет размышления о смерти. Мысли о бренности бытия помогают людям отказаться от многих грехов, чаще совершать благородные поступки.

Загрузка...