bookingsky.ru

Задания егэ по истории петр 1. Петровские преобразования. Абсолютизм

Петр 1 сочинение по истории ЕГЭ

1682 – 1725 гг – период правления в России царя и императора Петра I Великого.

Петр Первый был объявлен царем в 1682 году и являлся соправителем своего сводного брата Ивана V, однако в результате стрелецкого бунта фактически вместо братьев в стране правила царевна Софья. Реальную власть Петр получил в 1689 году после свержения Софьи и ее заключения в монастырь.

Внутренняя политика

Приоритетом внутренней политики Петра было превращение России в европейскую державу с развитой экономикой, мануфактурами и современным аппаратом управления. Одним из главных соратников Петра был его друг Александр Меншиков, который, несмотря на многочисленные обвинения в злоупотреблениях и коррупции, сыграл значительную роль в проведении реформ и военных успехах Петра.

К началу правления Петра в России было всего несколько мануфактур, а к концу его царствования существовало уже 233 предприятия, в том числе более 90 крупных мануфактур, построенных в течение его царствования. Петр также развивал науку и культуру, пытаясь привить дворянам европейскую культуру, развивая каменное строительство и открывая школы и академии для подготовки офицеров, инженеров и других специалистов для государственных нужд.

Внешняя политика

Петр на протяжении всего правления вел агрессивную внешнюю политику, направленную на получение выхода к Черному или Балтийскому морю. Выход России к морю и создание современного морского флота были необходимы для развития торговли со странами запада. Для реализации этих целей Россия при Петре начинала войны с Османской империей и Швецией.

Не добившись успеха на юге, Петр Первый заключил союз с Польшей, Саксонией и Данией и объявил войну Шведскому королю Карлу XII. Эта война, названная Северной (1700-1721) закончилась победой союзников, и по ее итогу Россия получила территории Прибалтики и Ингерманландии, где Петром в 1703 году была основана новая столица России – Санкт-Петербург.

Петр I во время Северной войны

Итоги правления Петра I

Личность Петра 1 считается, пожалуй, одной из самых противоречивых в российской истории. В исторической литературе можно встретить полярные оценки его деятельности современниками и историками, одни называли его “антихристом” и разрушителем русских традиций, в то время как другие считали его творцом современной России, вошедшей в круг великих держав и получившей шанс догнать в развитии передовые европейские державы.

Эпоха петровских преобразований Предпосылки реформ Петра I Предпосылки реформ Петра I Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта Активно-волевая деятельность Петра I, ориентирование на преобразования в стране Отставание России в социально- экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран Предшествующее развитие страны в XVIII в. Попытки реформ царей Адексея Михайловича и Фёдора Алексеевича Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство» гг.


Сущность и особенности Петровских преобразований В основу преобразований Петра I были положены идеи: служения Отечеству как высшей ценности для монарха общего блага, «народной пользы» как цели этого служения практицизма и рационализма как основы деятельности Особенности реформ Петра I Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни Жесткий курс и быстрый темп реформ Зависимость внутренней политики от внешней Проходили на базе государственной системы крепостного права Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ


Основные направления внешней политики Петра I 1. Европейское Борьба за выход в Европу через Балтийское море – Северная война Укрепление позиций России в Европе. Заграничные поездки Петра I. Начало династических связей с германскими государствами. 2. Азиатское. Борьба с Турцией за утверждение присутствия России на Чёрном море. Азовские походы гг. Прутский поход Петра I в гг. Персидский поход Петра I в гг.




Игра «Ассоциации» В этой игре может принимать участие как один человек, так и целый класс. Учитель называет какого-либо исторического героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с кем или с чем ассоциируется у них этот герой. В этой игре может принимать участие как один человек, так и целый класс. Учитель называет какого-либо исторического героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с кем или с чем ассоциируется у них этот герой. В данном задании ученики давали свои ассоциации почти на все буквы алфавита и объясняли свой выбор. В данном задании ученики давали свои ассоциации почти на все буквы алфавита и объясняли свой выбор. Игра позволяет провести закрепление или повторение пройденного материала. Учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо их внимания. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания. Игра позволяет провести закрепление или повторение пройденного материала. Учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо их внимания. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания.


Игра «Мнемотехника» 1 тур 1 тур 2 тур 2 тур 3 тур 3 тур редут гренадёр рекрут редут гренадёр рекрутСенатколлегииСинодабсолютизмассамблея Архангельск Крым АзовВоронежТаганрогГангутЛеснаяНиштадтСофья Иван V Карл XII Мазепа Екатерина I АпраксинШереметевЛефорт


Игра «Исторические пятнашки»


Игра «Исторические пятнашки» У кажите даты народных выступлений А Б В Г Д Е


Игра «Исторические пятнашки» Основание Санкт- Петербурга Областная реформа Полтавская битва Учреждение Сената Учреждение Сената Указ о единонаследии Указ о единонаследии «Устав воинский» Святейший Синод Провозглаше- ние России империей «Табель о рангах»


Игра «Сведения для энциклопедии» Мазепа – гетман Украины, предавший Петра и поддержавший Карла XII в гг. После поражения в Полтавской битве бежал вместе с Карлом XII в Турцию. В.В.Голицын – князь, фаворит правительницы Софьи, крупный государственный деятель 2-й половины XVII в. Отправлен в ссылку Петром I в 1689г. Франц Яковлевич Лефорт – швейцарец, обучал Петра военному делу, был одним из руководителей Великого посольства, переводчиком. Считался самым образованным человеком в свете Петра I. С его именем связаны названия Лефортово, Лефортовская слобода и появление гренадёрских полков в русской армии. Царевич Алексей – сын Петра I и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Между отцом и сыном были серьёзные разногласия. Бежал из России в Австрию, где пытался искать поддержки в борьбе с отцом. Был возвращён, приговорён судом к смертной казни, умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.


Часть 2 (В) В1 Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. В1 Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Фёдор Иоаннович А) Фёдор Иоаннович Б) Анна Иоанновна В) Пётр I Г) Василий III






СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) Cмоленская война 3) восстание С.Разина 4) восстание И.Болотникова 5) Северная война ИМЕНА ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Михаил Фёдорович Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких- либо символов).


Задание на группировку фактов, характерных признаков явлений В4 Задания такого типа требуют особенного внимания при поиске верного ответа, поскольку здесь нужно выбрать не одно событие или название, а целое сочетание. Для того, чтобы избежать ошибки, желательно сначала определить и отметить для себя те из указанных элементов (А-Е), которые относятся к названному явлению, и те, которые не могут к нему относиться, а затем уже устанавливать искомое сочетание. 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I? 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I? А) принятие «Соборного Уложения» Б) строительство Санкт-Петербурга В) церковный раскол Г) опричнина Д) введение коллегий Е) «Нарвская конфузия» Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ


2. Что из перечисленного произошло во время правления Петра I? А) издание печатной газеты «Ведомости» Б) открытие Кунсткамеры В) открытие пролива между Азией и Америкой Г) введение ассамблей Д) строительство храма Покрова-на-рву Е) открытие Пушечного двора Укажите верный ответ. А) АБЕ 2) АБГ 3) БВД 4)БДЕ


Задание с открытым кратким ответом Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь. «…Следует сказать, что получаемые от Петра почести и звания он честно оправдывал делами, в особенности ратными. Достаточно напомнить, что в Полтавской битве со шведской армией Карла ХII. 27 июня (8 июля) 1709 года он, командуя левым крылом русской армии, разгромил наголову корпус генерала Рооса. Среди соратников Петра I наибольшие заслуги в разгроме шведов во время Северной войны принадлежали светлейшему князю. Именно за успешные действия под Полтавой царь произвёл его в фельдмаршалы». Ответ: Ответ:


Часть 3 (С) С5 Ниже приведены 2 точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.: 1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России. 2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ. Укажите, какая из названных точек зрения Вам предоставляется более предпочтительной. Приведите не менее 3-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную Вами точку зрения.


Элементы ответа задания С5 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Выпускник может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: При выборе первой точки зрения: Возможность петровских преобразований создалась в результате тех изменений, которые произошли в стране в течение XVII в.: - отмена местничества, сближение поместного и вотчинного землевладения, увеличение числа служилых людей - появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли - тенденции перехода от монархии сословно-представительной к абсолютной - появление полков «нового строя» - обмирщение культуры - изменения в быту части верхов общества


При выборе второй точки зрения: - в XVIII в. Россия значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств - внешнеполитические успехи России в XVIII в. были весьма скромными; выход в Балтийское и Чёрное моря был по-прежнему закрыт - мануфактурное производство было развито слабо, мануфактур было мало - культура, быт, весь жизненный уклад страны оставались традиционно патриархальными - государственный аппарат в XVII в. оставался в целом неизменным




Задание на сравнение С7 Сравните развитие России в XVII и XVIII вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным(не менее трёх различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Реформы в области экономики.

Петр начал с создания тяжелой промышленности – металлургии, горного дела, кораблестроения. Развитие текстильной, суконной, кожевенной, полотняно-парусной и других отраслей поначалу ориентировалось лишь на нужды армии и флота.

На средства и по инициативе государства вначале XVIII в. строились новые металлургические и железоделательные заводы в Карелии, Белозерском, Липецком и других уездах.

Другое направление, куда государство направляло свои ресурсы, было строительство верфей в Петербурге, Архангельске, в Москве, Воронеже.

Особая отрасль промышленности – оружейные заводы, построенные в Москве, Петербурге.

Петр стремился привлечь в промышленность частный капитал, использовать инициативу дворян, купцов, посадских людей, удачливых, разбогатевших крестьян. Предприниматели получали от государства ссуды и льготы, освобождение от уплаты налогов и от государственных повинностей.

Петр издал указ, по которому государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к ним в качестве рабочей силы в счет уплаты государственных налогов и разного рода повинностей.

Другим указом Петр разрешил владельцам предприятий покупать крестьян к своим заводам, Этих посессионных крестьян можно было продавать только с заводами.

Вывод: Петру за короткое время удалось заново создать российскую промышленность. К концу его царствования в стране работало около 200 крупных предприятий. Появились новые виды производства – химическое, шелкоткацкое и др. Постепенно формировались кадры профессиональных рабочих, мастеров, управленцев. К концу петровского царствования Россия превратилась в страну с сильно развитой тяжелой, в том числе военной, промышленностью.

Развитие ремесла и торговли.

Для увеличения объема и улучшения качества ремесленного производства Петр учредил Главный магистрат.

В начале 1720-х гг. царь издал указ об организации ремесленников в цехи. Пристальное внимание уделял Петр развитию внутренней и внешней торговли. Поощрялось создание купеческих компаний, купцам предоставлялись льготы и привилегии.

Правительство поощряло развитие ярмарочной торговли.

Петр охранял интересы молодой российской промышленности и нарождавшегося купечества, проводил политику меркантилизма, обеспечивая положительный баланс внешней торговли, превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта. Одновременно Петр стал проводить политику протекционизма – таможенными пошлинами защищалась и поддерживалась молодая российская промышленность.

Реформа армии и флота.

Изменилась система набора в армию – введена рекрутская повинность, означавшая, что крестьяне и посадские люди должны от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат. Солдатам предстояло служить пожизненно. Русская армия становилась регулярной.

Как и на Западе, были введены гренадерские полки – полки гранатометчиков. Ликвидирована дворянская конница и образованы регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки.

Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения.

1716 г. – издан «Устав воинский».

Заново создавался военно-морской флот.

В Москве открылись артиллерийские и военно-инженерные школы. К началу 1720 гг. русские армия и флот были обеспечены собственными кадрами.

Реформы государственного устройства.

Вместо Боярской думы создана Ближняя канцелярия.

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат – высший судебный, исполнительный и частично законодательный орган.

Введены должности фискалов – контролировали администрацию, выявляли случаи взяточничества и казнокрадства.

Сенат контролировали генерал-прокурор и его помощник – обер-прокурор.

Начиная с 1711 г. вместо приказов постепенно вводились коллегии – центральные распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций.

В 1721 г. Петр учредил высший орган по управлению церковными делами – Святейший Синод. По существу, он стал Духовной коллегией. Церковь была окончательно подчинена государству.

1708-1710 гг. – страна разделена на 8, позднее – 11 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами.

Позднее губернии поделены на провинции, а те, в свою очередь – на дистрикты (округа). Во главе крупных провинций – губернаторы, во главе остальных – воеводы.

Всеми городами ведал Главный магистрат. В каждом городе появился свой магистрат, которому подчинялось городское население. Магистраты – единственные выборные органы в России.

1722 г. – принятие Табели о рангах. В системе государственной службы на первый план выходили личные достоинства и заслуги, преданность государю, выслуга лет и т.д.

1714 г. – Указ «О единонаследии» - ликвидирована разница между вотчиной и поместьем.

Комплекс учебных заданий по теме:

"Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований "

формате ЕГЭ 2016 года)

Выполнила

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 32

г.о. Самара

Катанина Елена Александровна

ПЕТР I .

Часть 1

    Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события)

Факты

А) реформы местного управления

1) принятие указа о единонаследии

Б) Преобразование центрального управления

2) деятельность Великого посольства

В) Закрепление дворянской собственности на землю

3) создание Сената

Г) Приглашение на службу иностранных специалистов

4) учреждение губерний

5) подписание Ништадстского мира

    Что из перечисленного относится к политике протекционизма? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

    принятие Таможенного тарифа

    введение хозрасчета на государственных предприятиях

    субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок

    утверждение частной собственности на землю

    добровольные экспортные ограничения.

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списки данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участники

Битва при д. Лесная

А) _________________

Меньшиков А.Д., Голицин М.М.

Б) _____________

Апраксин Ф.М.

Великое посольство

1697 – 1698 г.г.

В) ____________

Прутский поход

Г)________________

П.П. Шафиров

Пропущенные элементы:

    Персидский поход

  1. П.И. Ягужинский

    Азовский поход

    Ф.Я. Лефорт

    Расположите в хронологической последовательности исторические события.

    Учреждение Сената

    Крымские походы

    Введение Табели о рангах

    Установите соответствие между событиями и годами:

События

Даты

А) Вечный мир с речью Посполитой

Б) Азовские походы

2) 1700 – 1721гг.

В) Северная война

Г) учреждение коллегий

4) 1695,1696гг.

5) 1718 – 1721гг.

    Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции; 5) фискал; 6) рекрутские наборы.

    Запишите термин, о котором идет речь.

Центральные государственные учреждения в России, созданные Петром I

Ответ_______________.

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

События

Участники

А) Гангутское сражение

1) А.Д. Меньшиков

Б) составил «Духовный регламент» 1721

2) Ф.М. Апраксин

В) восстание в Астрахани

3) Э.И. Бирон

Г) Полтавская битва

4) Б.П. Шерементьев

5) Феофан Прокопович

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

Фрагменты источников

«Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

«Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…»

Характеристики

    Данный договор был подписан в Петербурге.

    По данному договору Россия получила выход в Балтийское море

    По данному договору Россия получила выход в Черное море

    Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

    Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей

    В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.

    Прочитайте отрывок и укажите название документа, откуда он взят: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то кода кто получит вышеписаный чин, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне». Ответ___________________.

    Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова. «Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

    в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады

    реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв.

    одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей

    одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России

    одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристикам:

Памятник культуры

Характеристики

А) «Юности честное зерцало»

Б) портрет канцлера Головкина

2) первый естественно-научный музей

В) Кунсткамера

3) свод правил хорошего тона

Г) конная статуя Петра I

Рассмотрите изображение и выполните задания 13 – 14.

    Какие суждения о данном изображении являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных.

    Период правления этого правителя вошел в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.

    В годы правления этого монарха Россия стала империей.

    Правление изображенного монарха приходится на вторую половину XVIII века.

    Правление изображенного монарха вошло в историю России, как «бунташный» век.

    Какое из зданий, представленных ниже, не относится к периоду правления изображенного правителя.

Рассмотрите схему и выполните задания 15 – 18.

    Напишите имя правителя России, возглавлявшего страну в это время.

    Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ___________________________.

    Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».

Ответ___________________________.

    Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

    Война продолжалась около 5 лет.

    Война продолжалась 20 лет.

    Война закончилась после сражения под городом (2).

    Военные действия велись не только на суше, но и на море.

    Одним из последствий этой войны было отвоевание выхода России к морю.

    В ходе войны Россия потеряла весь флот.

    Вов Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов:

А) План немцев по захвату СССР назывался __________ .

Б) Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой произошло в ходе ___________.

В) Представитель литературы, писавший свои стихи в блокадном Ленинграде ____________________.

Пропущенные элементы:

    «Тайфун»

    Московская битва

    О.Ф. Бергольц

    «Барбаросса»

    Сталинградская битва

    Курская битва

    К.М. Симонов

    «Цитадель»

    А.Т. Твардовский

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 – 22

«Столетьем безумным и мудрым» назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не «титлы» в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, «служилых людей». Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм. 1

    О каком столетии идет речь в тексте? Кто был инициатором реформ, о которых говорит автор? Привлекая знания по истории, назовите не менее трех личностей, прославившихся в это столетие.

    Используя текст из источника и знания по истории, укажите, в чем состояло внешнее величие России в этом столетии. Укажите не менее трех положений.

    Первая четверть XVI 11 в. в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения Петровских преобразований (приведите

три объяснения).

    В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого народа и дворянства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов правления Петра I:

1) 1682 – 1696 гг. 2) 1700 – 1721гг. 3) 1721 – 1725гг.

    1. А4, Б3, В1, Г2

      А1, Б2, В7, Г8

      А3, Б4, В2, Г5

      Кондиции

      Коллегии

      А2, Б5, В4, Г1

      Табель о рангах

      А3, Б1, В2, Г5

      Петр Первый

      Петербург

    2. XVIII столетие; - инициатор реформ – Петр I; - прославившиеся личности этого столетия: А.Д. Меньшиков, М.В. Ломоносов А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

      Родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку; - заслуги перед страной определяли ценность личности; - на первые роли в государстве выдвигались люди энергичные, сильные; - рушились старые привилегии боярства и духовенства; - стремительно возвышалось дворянство.

      Внешнее величие России состояло в том, что: - в конце XVIII века Россия стала великой и могущественной империей, с которой вынуждены были считаться другие страны; - её пределы расширились, в состав вошли новые народы на западе, юге, востоке; - Россия тала морской державой.

      Экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;

Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;

Бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;

Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.

    Аргументы в подтверждение:

Быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которых стало принимать форму низкопоклонства перед западом; - многие новации в области культуры носили принудительный характер (бритье бород, ношение париков); - преобразования привели к углублению раскола общества.

Аргументы в опровержение: - реформы Петра I способствовали созданию системы учебных заведений, ориентированных на подготовку отечественных кадров (Навигационная, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия); - благодаря петровским преобразованиям государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, открытие кунсткамеры, основание Академии наук); - процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.

1 Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 532 с.*2

В XVII - начале XVIII в. в России складывается абсолютная монархия (самодержавие), формирование которой завершилось в годы правления Петра I.
Для абсолютной монархии характерно:
 - наличие сильного, разветвлённого бюрократического аппарата;
 - наличие сильной постоянной (регулярной) армии;
 - ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений.
 Идёт процесс постоянного увеличения числа органов государственного управления и расширения их функций. Изменяются принципы продвижения по службе: на смену местничеству, отменённому в 1682 г. царем Фёдором Алексеевичем, в 1722 г. приходит Табель о рангах, согласно которой занимаемая человеком должность не зависит от его происхождения.
 Регулярные полки нового и иноземного строя из «охочих» вольных людей, казаков и иностранцев, созданные Михаилом Фёдоровичем в ходе военной реформы 1630-х гг. и Алексеем Михайловичем в 1650-е гг., из-за нехватки средств на их содержание просуществовали недолго. Создание регулярной армии произошло в годы правления Петра I, который ввёл рекрутские наборы.
 Последний земский собор прошёл в 1653 г. ПозднZее для решения наиболее важных государственных вопросов созывались комиссии выборных в основном от придворных чинов и духовенства, но при Петре I эта практика была прекращена: ликвидируются оставшиеся сословные государственные органы - Боярская дума и приказы.
Особенности русского абсолютизма:
 - в Западной Европе абсолютная монархия складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (прежде всего крепостного права), утверждение абсолютизма в России сопровождалось усилением крепостных порядков;
 - социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с вольными, имперскими городами, в России самодержавная власть опиралась почти исключительно на служилое сословие - крепостническое дворянство.

Реформы Петра I

Военная реформа:
 - в 1696 г. создан военный морской флот;
 - в 1699 г. распущены стрелецкие полки и проведён первый рекрутский набор;
 - рекрутские наборы стали государственной повинностью в 1705 г.;
 - создаются специальные учебные заведения для подготовки офицерских кадров (школа математических и навигатских наук, артиллерийская, инженерная медицинская школы);
 - в 1716 г. введены новые воинские уставы;
 - проводится перевооружение армии.
Реформы в сфере финансов и денежного обращения:
 - в 1700 г. уменьшен вес серебряной монеты;
 - в 1701 г. введена в обращение медная монета;
 - к 1711 г. создана новая денежная система, включающая медную, серебряную и золотую монету;
 - увеличение числа налогов;
 - введение новой системы налогообложения - сначала подворной, затем в 1718–1724 гг. подушной подати.
Церковная реформа:
 - в 1700 г. после смерти патриарха Адриана царь запретил проводить выборы нового патриарха;
 - в 1701 г. возрождён монастырский приказ, занимавшийся сбором налогов с части монастырских земель;
 - в 1721 г. патриаршество было упразднено, царь объявлен главой Русской Православной Церкви, для управления церковными делами на правах коллегии был создан Священный Синод.
Административная реформа:
 - в 1699 г. в Москве создаётся Ратуша, в ведении которой находилось управление городскими купцами и ремесленниками, в 1721 г. заменена Главным магистратом;
 - в 1708–1710 гг. страна разделена на 18 губерний, провинции (около 50) и уезды.
Реформа органов государственного управления:
 - с 1700 г. прекратились назначения в Боярскую думу, что привело к сокращению её состава;
 - в 1711 г. ликвидирована Боярская дума, создан Сенат;
 - в 1718–1721 гг. вместо приказов создаются коллегии и Главный магистрат;
 - в 1721 г. Россия провозглашена империей;
 - изменена система престолонаследия - по указу 1722 г. император имел право сам назначать себе преемника из числа представителей правящей династии.
Социальные реформы:
дворянство
 - введён майорат по указу 1714 г. о единонаследии, окончательное правовое слияние вотчин и поместий;
 - в 1722 г. введена Табель о рангах, в которой принцип происхождения заменён принципом выслуги;
горожане (жители посадов)
 - жители города разделены по профессиональному признаку на цеха и гильдии;
крестьянство
 - создано новое сословие - государственные крестьяне;
 - массовое использование крестьян на государственных работах;
 - появились новые категории крестьян, работавших на промышленных предприятиях - приписные и посессионные, предприниматели получили право покупать деревни и крепостных к фабрикам;
 - в 1722 г. крестьянам запрещено торговать в городах;
 - в 1723 г. ограничен переход крестьян в городские посады.

Экономическое развитие в первой четверти XVIII в.

Россия переживает бурный экономический рост. Значительно увеличивается число мануфактур - если в начале царствования Петра I их было около 20, то к концу его царствования около 180–200. Прорения государственных нужд. Что обусловливало как помощь в виде передачи государственных (казённых) заводов в частные руки, финансовых субсидий, например, на строительство предприятия, и государственных заказов, обеспечивавших гарантированный сбыт произведённой продукции, так и жёсткий контроль над ними со стороны государства. За «умаление» заводов нерадением на владельцев мог быть наложен штраф в 1000 руб. Неудачливых фабрикантов правительство просто «отрешало» от фабрик.
 На мануфактурах использовался в основном труд крепостных - приписных и посессионных крестьян.
 Появляются новые отрасли промышленности - судостроение, стеклоделие, производство бумаги и др.
 Создаются новые промышленные районы - Урал и Петербург.
 В сельском хозяйстве расширяется выращивание технических культур - лён, конопля и др.
 Развивается торговля. В 1721 г. принят Торговый устав, установивший новые таможенные тарифы. Улучшаются пути сообщения, строятся первые каналы. Вышневолоцкий канал позволил доставлять товары из Поволжья в Петербург. Был прорыт обводной канал вокруг бурного Ладожского озера. Начато строительство Волго-Донского канала, прерванное после смерти Петра I и возобновлённое только в середине XX в.
 В экономической сфере Петр I проводил политику меркантилизма и протекционизма.

Внешняя политика

Южное направление:
 - борьба за выход к Чёрному морю, Азовские походы 1695–1696 гг.;
 - Прутский поход 1710–1711 гг.;
 - Персидский поход 1722–1723 гг.
Восточное направление:
 - продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока;
 - экспедиция князя А. Бековича-Черкасского в 1716–1717 гг. в Среднюю Азию для поиска торгового пути в Индию, гибель его отряда в Хиве;
 - попытки установления торговых отношений с Китаем - неудачные переговоры посольства капитана Л. Измайлова в Пекин в 1720–1721 г.
Западное направление:
 - расширение контактов с европейскими странами, заграничные поездки Петра I (Великое посольство 1697–1698 гг. и др.);
 - установление династических связей с германскими государствами;
 - борьба за выход к Балтийскому морю - Северная война 1700–1721 гг.

Основные события Северной войны:

ноябрь 1699 г. Создание Северного союза России, Саксонии и Дании против Швеции
9 августа 1700 г. Объявление Россией войны Швеции
ноябрь 1700 г. Поражение русской армии под Нарвой
октябрь 1702 г. Взятие русской армией крепости Нотебург (Орешек)
1703 г. Взятие русскими войсками крепости Ниеншанц в устье Невы, основание Санкт-Петербурга
1704 г. Взятие русскими войсками крепостей Нарва и Тарту
октябрь 1706 г. Подписание польским королём Августом II сепаратного мира со Швецией
июнь 1708 г. Вторжение армии Карла XII в Россию
3 июля 1708 г. Поражение русской армии под Головчином
28 сентября 1708 г. Разгром шведского корпуса Левенгаупта у дер. Лесной
27 июня 1709 Полтавская битва
1712 г. Начало военной кампании союзников (России, Дании, Саксонии, Пруссии) против шведов в Померании
27 июля 1714 г. Победа русского флота у мыса Гангут
1718–1719 гг. Аландский конгресс России и Швеции об условиях заключения мира, прекращение переговоров после смерти Карла XII
28 июня 1720 г. Победа русского флота у острова Гренгам
30 августа 1721 г. Заключение Ништадтского мира

Развитие культуры при Петре I.

В годы правления Петра I расширяются культурные контакты с европейскими странами. Продолжает развиваться процесс обмирщения культуры.
Основные события в сфере культуры при Петре I:
 - введение нового календаря и нового летоисчисления с 1 января 1700 г.;
 - появление светской школы и военных училищ,
 - учреждение первого в России высшего учебного заведения Славяно-греко-латинской академии;
 - отправка дворянских детей на учёбу за границу;
 - приглашение европейских специалистов и учёных в Россию,
 - создание Академии Наук в 1725 г.;
 - введение нового гражданского шрифта в 1708 г.;
 - увеличение числа типографий и количества издаваемых книг,
 - выход первой в России газеты «Ведомости» в 1703 г.;
 - создание первой публичной библиотеки в 1714 г.;
 - создание первого в России музея - Кунсткамеры - в 1719 г.;
 - изменения в бытовой культуре - стрижка бород и ношение одежды европейских образцов;
 - проведение ассамблей.
Загрузка...